Герб Керчи

События 1905–1907 годов и царский манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года повлияли на становление в Российской империи различных политических партий. Более всех всем известны РСДРП, которая была образована ранее событий 1905–1907 годов (этой партии посвящено достаточно много публикаций), «кадеты» (Конституционные демократы или партия Народной свободы), «октябристы» (Союз 17-го октября) и Союз Русского Народа («черносотенцы»), о которой пойдет далее речь.

Название «черносотенец» имеет многовековую историю и появилось впервые в русских летописях XII века. Тогда русское общество делилось на два разряда – «служивых людей» и «чёрных». Чёрные люди, называвшиеся ещё «земскими», объединяли городских ремесленников и свободных землепашцев, а служивые люди были неразрывно связаны с государственной службой. Соответственно «чёрные сотни» были формой местной самоорганизации земских людей. Председателем Союза Русского Народа («черносотенцев»), образованного в 1905г., стал А.И. Дубровин, его лидерами были Н.Е. Марков, В.М. Пуришкевич. В деятельности Союза Русского Народа (далее СРН) принимали участие священнослужители о. Иоанн Кронштадтский, епископ Антоний (Храповицкий), будущие русские патриархи Тихон, Сергий, Алексий I, учёные Д.И. Менделеев, Д.И. Иловайский, С.В. Левашов, публицисты С.А. Нилус, В.В. Розанов, Л.А. Тихомиров (закончил керченскую Александровскую гимназию с золотой медалью), художник В.М. Васнецов.

Состав Союза Русского Народа был разнородным – от рабочих и крестьян до аристократов. Эти люди считали своим долгом защиту Православной веры как основы русской государственности. 15 января 1907 года от Председателя Отдела Союза Русского Народа в Керчи Ефима Митрофановича Безкоровайного (по профессии – штурман) в Керчь-Еникальское Особое по городским делам и Особое по делам об обществах Присутствие было подано заявление: «Представляя при сём печатный устав "Союза Русского Народа", утверждённый Санкт-Петербургским градоначальником 7 августа 1906 года в городе Санкт-Петербурге, Керчь-Еникальский отдел того же Союза имеет честь просить Ваше Превосходительство считать существование в Керчь-Еникале Союза законным и начавшим свою деятельность с 12 ноября 1906 года». Керчь-Еникальское «О городских по делам об обществах Присутствие» под председательством градоначальника 16 февраля 1907 года постановило принять к сведению учреждение в Керчи Отдела Союза Русского Народа. Тогда же был учреждён и зарегистрирован в Керчи отдел «Союза 17-го октября» («октябристы»). «Кадеты» (конституционные демократы) как организация в Керчи по крайней мере до 1912 года, не регистрировались. «Кадеты» и «октябристы» были едины в желании устройства в России конституционной монархии.

О Союзе Русского Народа и других партиях в Керчи по состоянию на 1910 год градоначальник подробно рапортует императору и сообщает в донесении министерству внутренних дел: «… официально существует Керченский отдел СРН. В отделе 110 человек, принадлежат преимущественно к неинтелигентным слоям населения. Местная интеллигенция к отделу СРН относится с явным предубеждением и неосновательной недоброжелательностью. Отдел имеет свою чайную и при ней безплатную школу с трёхгодичным курсом, в которой обучается 30 человек детей обоего пола от 9 до 14 лет. Чайная посещается исключительно рабочими и при ней имеется безплатная читальня с газетами и книгами правого направления. Интеллигентное население Керчи в значительном проценте инородческое, состоит за малочисленностью служивого элемента из коммерсантов, лиц свободных профессий (ниже градоначальник уточняет, что это финансовые агенты, врачи и адвокаты), настроенных либерально и относящихся недоброжелательно не только к правым организациям, но и к Правительству вообще. … Среди местной интеллигенции есть много аферистов, весьма неразборчивых к способам обогащения. … Каждый ничтожный промах в действиях администрации тенденциозно раздувается и выдаёт явное злорадство, свидетельствующее об истинном настроении большинства интеллигентной части населения (Керчи – авт.). Выразительницей этого настроения служит Городская дума, в которой … две трети гласных следует причислить к явным и скрытым кадетам». «Часть думских гласных для поддержания постепенно убывающих в населении оппозиционных настроений поддерживает своими личными средствами и своим участием одну из двух издающихся в Керчи газет ("Керчь-Феодосийский курьер" ‒ авт.), … редактор которого придерживается явно социал-демократического направления».

К исходу 1911 – началу 1912 годов «октябристы» как организация в Керчи перестали существовать, остались лишь несколько человек. Керченские «кадеты» к тому времени зарегистрировались, и в керченском отделе «кадетов» состояли в основном «лица коммерческие и свободных профессий». Враждебную деятельность керченских «кадетов» против Союза Русского Народа поддерживал исполняющий должность городского головы «кадет» П.И. Балабаненко. Так, 17 апреля 1907 года он обвинялся:

- в отказе в предоставлении в декабре 1906 года помещения Городской управы Керченскому отделу Союза Русского Народа для проведения предвыборного собрания. Отказ сопровождался враждебным и оскорбительным для СРН отношением,

- в устройстве в Городской управе в январе 1906 года митинга под видом предвыборного собрания, где говорились антиправительственные речи,

- в злоупотреблении при рассылке и раздаче избирательных записок (говоря современным языком – фальсификации результатов выборов).

Однако проводивший дознание чиновник по особым поручениям при градоначальнике (по сведениям жандармов – «кадет» и близкий приятель Балабаненко) объяснения городского головы по предъявленным обвинениям признал заслуживающими уважения, в том числе, отказ в предоставлении помещения Союзу Русского Народа: «из – за возможности несчастного случая от слишком многолюдного собрания ввиду недостаточной прочности пола помещения на втором этаже». Но уже через две недели для кадетского собрания никакой «угрозы со стороны прочности пола» там уже не было.

Средств на агитацию на выборы в IV Государственную Думу в градоначальстве местные «кадеты» не пожалели. Две керченские газеты агитировали только за «кадетов». Но и при таких условиях кандидат от «кадетов» Д.Д. Посполитаки обошёл кадидата от «правых» всего – лишь на шесть шаров, но в Думу всё-таки не попал.

Керченские «кадеты» никак не проявили себя. «Октябристы» известны в Керчи только фактом своего существования. Керчь-Еникальский отдел Союза Русского Народа уделял большое внимание просветительской деятельности. В 1910 году должность председателя отдела исполняли Пётр Ветров и статский советник Михаил Гринёв. В 1912 году в Союзе состояли 143 члена. В начальной школе керченского отдела СРН было два учителя, Закон Божий преподавал священник Иоанн Дубинин. В 1912 году в школе учились 30 детей, в 1914 году – 27, а в 1915 году в ней было 35 учеников обоего пола. В 1914 году градоначальник получил от Комитета для устройства празднования 300-летия Царствования Дома Романовых для безплатной раздачи ученикам школ всех ведомств 1000 экземпляров картины «Моление Михаила Феодоровича на Царство», 25 экземпляров брошюры «Бояре Романовы и воцарение Михаила Феодоровича» (для средних школ), 200 экземпляров брошюры «Россия под Скипетром Романовых» (для раздачи лучшим ученикам начальных школ). Из этого Керчь-Еникальский отдел Союза Русского Народа (Всероссийский Дубровинский Союз Русского Народа) получил 7 марта 1914 года для своей школы 50 экземпляров картины и 2 экземпляра брошюры «Россия под Скипетром Романовых».

После февральской революции 1917 года деятельность Союза Русского Народа была запрещена. В градоначальстве 7 марта 1917 года Керчь-Еникальский комитет общественной безопасности предписал начальнику городской милиции Н. И. Смирнову (бывшему керченскому полицмейстеру) «провести обыск в квартире председателя бывшего Союза Русского Народа Ногаева (возможно, Ногаев из купеческого сословия), а по необходимости и у остальных членов этого союза». Обыски были проведены, но ничего не нашли, а что искали ‒ неизвестно. Ранее, офицеров керченского гарнизона, выразивших сомнение в отречении Императора и в законности Временного правительства и отказавшихся зачитывать подчинённым приказ № 1 новой власти, отстранили от командования и затем уволили или отправили на фронт. 22 мая 1917 года на Новом базаре арестовали Романа Герасимовича Ефимова, ругавшего новое (Временное) правительство.

Городское самоуправление состояло из «кадетов», они же и остались на своих местах, но порядка в градоначальстве не стало, тогда даже улицы перестали мести. 12 сентября 1917 года Городская дума зафиксировала «крайнее загрязнённое состояние городских улиц, которые почти совсем не подметаются».

Неоднозначно участие профсоюзов в общественной жизни общества. Уже в 1917 году керченские профсоюзы обзавелись собственными вооружёнными формированиями, о деятельности которых имеются различные противоречивые сведения. Их появление объяснялось необходимостью борьбы с разгулом преступности, но почему-то в градоначальстве по времени совпали появление этих формирований и увеличение числа грабежей и убийств.

Во время Гражданской войны в Керчи выступал с лекциями В.М. Пуришкевич, который с 1905 г. был одним из лидеров «черносотенцев». Наряду с этим Центральное Бюро профсоюзов 21 февраля 1920 года обратилось в Городскую думу с требованием запретить в Керчи лекции священника Востокова, якобы из-за «призывов к погромам». Ничем не обоснованное заявление подписали Божков и Михайлов.

С приходом Красной Армии в ноябре 1920 года в Керчи была разрешена деятельность только одной партии ‒ ВКП(б), все другие политические партии прекратили свое существование.

Андрей Носков, член КМГО КРО ООО «Российский союз ветеранов Афганистана»