ГЛАВНАЯИЗДАНИЯФИЛЬМЫСОЮЗНИКИ
ИсторияДокументыСтатьиФорумОбъявления
  

СТРУКТУРЫ СОЮЗА РУССКОГО НАРОДА
ШТАБ СОЮЗА РУССКОГО НАРОДА
ОТДЕЛЫ
АЛТАЙСКИЙ (БАРНАУЛ)
ВОРОНЕЖСКИЙ
ИРКУТСКИЙ
ЛИПЕЦКИЙ
МОСКОВСКИЙ
САМАРСКИЙ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ
СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ
ГРУППЫ
ВЛАДИВОСТОКСКАЯ
ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ
МИНСКАЯ
ОРЛОВСКАЯ
ПЕРМСКАЯ
ТОМСКАЯ
ЧИТИНСКАЯ
ЯЛТИНСКАЯ
Контакты в других регионах

Помощь

Подать заявление о вступлении в Союз Русского Народа
Издательство РУССКАЯ ИДЕЯ
кольцо ЖИТЬ БЕЗ страха ИУДЕЙСКА
Правый взгляд

 
 
 
 

История

Русское народное движение в Белоруссии (1905 – 1914 гг.)


Русское народное движение в БелоруссииОдним из наиболее влиятельных направлений в российском общественно-политическом движении начала XX века было консервативное или право-монархическое. Идейные основы российского консерватизма были заложены ещё ранее, однако организационное оформление сторонников «охранения» традиционных институтов приходится на время, когда Россию охватила революционная смута. Ответом на радикализацию общества стала консолидация общественных сил, выступавших в поддержку традиционной самодержавной власти. По всей стране начали создаваться многочисленные черносотенные организации. Среди них можно назвать возникшее в Санкт-Петербурге Общество активной борьбы с революцией и анархией, Общество русских патриотов в Москве, Русское братство в Киеве, Патриотическое общество в Тифлисе, Царско-народное русское общество в Казани, Союз «Белое знамя» в Нижнем Новгороде, и десятки других монархических организаций, звавших народ на борьбу с революцией.

 

Наиболее значительными объединениями традиционалистской направленности, которые исследователи зачастую относят к политическим партиям, были «Русское собрание», «Русская монархическая партия», «Союз русских людей» и «Союз русского народа». Их программные и уставные позиции практически не различались. Главной своей целью они видели «развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на пользу дорого нашего отечества – России единой и неделимой» [1, с. 35]. Идеологи традиционализма выступали за самобытный путь развития России, против перенесения на российскую почву разрушительных революционных и либеральных западноевропейских «ценностей». Они отстаивали существовавшие тогда в стране политические, социально-экономические, религиозные, духовные и бытовые устои российской жизни. В незыблемом сохранении православия, самодержавной власти и первенстве русской народности они видели благо России.

В 1906 – 1908 г. правомонархическое движение становится самым массовым общественно-политическим течением. Более чем в 200 городах и селах России действовали монархические организации. Правда статистика по черносотенцам в разных источниках отличается. По подсчетам Департамента полиции в это время их насчитывалось около 410 тыс. человек. Современный исследователь Ю.И. Кирьянов называет цифру в 399,5 тыс. человек [2, с. 31]. Сами же черносотенцы числили в своих рядах значительно большее число единомышленников – до трех миллионов человек, учитывая как активных участников движения, так и пассивных – тех, кто разделял идеологию движения; а также тех, кто входил в близкие к черносотенцам местные объединения, такие как православные братства, Общество хоругвоносцев, общества трезвости и др. Такие расхождения связаны с тем, что практически все тогдашние партии России имели расплывчатые критерии членства.

Следует также отметить наиболее всесословный характер правомонархического движения, что отличало его от партий и организаций либеральной и леворадикальной направленности. В нём принимали участие рабочие и крестьяне, ремесленники и мещане, купцы и интеллигенция, духовенство и дворяне, служащие. При этом руководящую роль в движении играли представители русского православного духовенства и русской национальной интеллигенции.

Главной всероссийской правомонархической организацией (партией) был «Союз русского народа» (СРН), образованный в Петербурге 8 ноября 1905 г. Его отделения действовали в большинстве губерний Российской империи. Наиболее активно они были представлены в Белоруссии и Украины, где сильно было влияние антирусских сил: здесь насчитывалось более половины всех членов СРН. Так, в Белоруссии отделения СРН действовали в 36 населенных пунктах и насчитывали в своих рядах около 29.5 тыс. членов [3, с. 41]. Так в Виленской губернии действовали 2 организации (1000 человек), Витебской – 9 (10071), Гродненской – 3 (900), Минской 15 (4420), Могилевской – 20 (11652) [4, с. 96].

Кроме отделений Союза русского народа в Белоруссии действовали идейно родственные СРН организации, в частности общество «Крестьянин», основанное в конце 1905 г., и возникший в 1906 г. «Русский окраинный союз», который впоследствии был реорганизован в «Русское окраинное общество». В 1908 г. в результате раскола общества «Крестьянин» возникло «Белорусское общество», в которое входили представители интеллигенции, служащие и крестьяне. Примерно в тоже время в Минске стало действовать ещё одна организация традиционалистского толка «Православное братство», а в Гродно и Витебске вели работу отделения партии «правого порядка». В 1910 г. в Гродно был создан «Русский Национальный Союз Гродненской губернии» [5, с. 270 – 271].

В целом все правомонархические организации Белоруссии, несмотря на отдельные различия, стояли на позициях «западнорусизма» и относили белорусов наряду с великороссами и малороссами к составной части триединого русского народа. В тоже время идеологи черносотенства отмечали некоторую культурную специфику белорусского народа, а политическое, этнокультурное и духовное развитие белорусов связывали с укреплением русской народности, которая должна была иметь в России первенствующее, главенствующее положение. Главной угрозой этому в западных губерниях, по их мнению, выступал польский элемент, влияние которого сильно ощущалось во всех сферах общественной жизни. По этому поводу в открытом письме к членам Государственной Думы и русскому обществу один из активных участников правого движения в Белоруссии Д.В. Скрынченко отмечал следующее: «Здесь не осталось «тутэйшего» ни дворянства, ни мелкой шляхты, ни купечества, которые не были бы окатоличены и ополячены. Здесь есть лишь немного пришлых русских помещиков. Русские здесь действительно только «поп да холоп». И вот ополяченные здешние паны во главе с фанатиками ксендзами, спешат доделать здесь то, что не сделала прежняя аристократическая Польша, т.е. окатоличить и ополячить крестьянство» [6, с. 4]. В качестве главного средства борьбы с расширяющимся польско-католическим влиянием он видит проведение политики, направленной на то, чтобы «возвратить белорусский народ к его православно-русскому…самосознанию». Такая политика по своей сути, по мнению Скрынченко, есть не русификация, а деполонизация. «Со своей стороны скажу, – говорится далее в обращении его автора, – что возвращение здешнего народа к его изстари русскому самосознанию не есть политика «обрусения». Не применяйте этого жупела к нашему краю: этот термин оскорбителен для местного русского населения – белорусов. Здесь по древности – то-более коренная Русь, чем, например, в Пензе; она здесь покрыта польским лаком. И весь вопрос «обрусения» здесь сводится к тому, чтобы сбросить этот польский лак» [6, с. 7]. В качестве мер призванных упрочить в Белоруссии русское влияние Д. Скрынченко называет налаживание изучения истории местного края, издание соответствующей литературы, назначение на все посты в местной гражданской и военной администрации исключительно лиц православного вероисповедания, учреждение должности особых противокатолических миссионеров. Также предлагалось ввести во всем крае всеобщее обязательное обучение на русских православно-национальных началах [6, с. 14 – 15].

Правомонархические объединения принимали активное участие в выборах в Государственные думы. А создание некоторых из них как раз и вызвано было проведением избирательных компаний. Так, например «Русский окраинный союз», который выступал за «единую и неделимую Россию», ликвидацию экономического влияния польских землевладельцев и еврейской буржуазии и требовавший запретить участие в выборах поляков и евреев, при поддержке государственных учреждений и православной церкви провёл во II Думу 15 депутатов. На выборах в III и IV Думы правые в белорусских губерниях получили абсолютное большинство мест. Так, в последней Думе 30 из 36 депутатов от Белоруссии входили в правый блок [6, с. 292].

Таким образом, правомонархическое движение явилось важным фактором общественной жизни Белоруссии в рассматриваемый период. Деятельность правых партий, союзов и иных обществ содействовала формированию у местного населения общерусского самосознания и консолидации сил, выступавших с одной стороны против революции, а с другой – против навязывания белорусам чуждого польского влияния.

Виктор Линкевич,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры истории славянских государств
Гродненского Государственного Университета им. Янки Купалы

Научно-просветительское интернет-издание ЗАПАДНАЯ РУСЬ.



Список использованных источников и литературы

1. Клыков, В. Союз Русского Народа в борьбе за Россию / В.Клыков. – М.: Русский вестник, 2005.

2. Кирьянов, Ю.И. Численность и состав крайних правых партий в России (1905 – 1917 гг.): тенденции и причины изменений / Ю.И. Кирьянов. //Отечественная история. – 1999. – № 5. – с. 29 – 43.

3. Бондаренко К.М., Лавринович Д.С. Русские и белорусские монархисты в начале XX века. / К.М. Бондаренко. – Могилев, 2003.

4. Сувалова, Е.Н. История общественных движений и политических партий: Учеб. пособие / Е.Н. Сувалова. – Мн., 2005.

5. Черепица, В.Н. Участие православного духовенства Гродненской епархии в выборах в IV Государственную Думу / В.Н. Черепица // Заходні рэгіён Беларусі вачыма гісторыкаў і краязнаўцаў: зборнік навук. артыкулаў. – Гродна: ГрДУ, 2006.

6. Скрынченко, Д. В. Трагедия белорусского народа / Д.В. Скрынченко. – Минск, 1908.

Постоянный адрес данной страницы: http://srn.rusidea.org/?a=10011



просмотров 5714
ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ:
Ваше имя:
Ваш отзыв:


 
 


распечатать
молитву

 
 
НА ГЛАВНУЮ | В НАЧАЛО


Главный редактор: М.В. Назаров Редакторы: Н.В. Дмитриев, А.О. Овсянников
srn@rusidea.org

Воспроизведение любых материалов с нашего сайта приветствуется при условии:
не вносить изменений в текст (возможные сокращения необходимо обозначать), указывать имя автора (если оно стоит) и давать ссылку на источник.
 
Наш сайт не имеет отношения к оформлению и содержанию размещаемых сайтов рекламы
Издательство Русская Идея
Остановите убийство!