Православный человек сразу скажет, откуда взята эта просьба. Верно, из покаянной молитвы прп. Ефрема Сирина, которая во время Великого поста звучит особенно часто. Кто-то вспомнит об её прекрасном поэтическом переложении, сделанном А. С. Пушкиным.

В полном виде это прошение, обращенное к Господу, гласит: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!» С праздностью и унынием всё ясно. Они – тяжкие грехи, закрывающие путь к спасению. Любоначалие – это опасное властолюбие, готовое всячески помыкать людьми ради тщеславия и господства. За этими неоспоримыми грехами неожиданно следует празднословие, т. е. пустые и досужие, многоречивые и безконечные разговоры, безсмысленная и скучная болтовня, которым ежедневно все мы предаемся иногда часами, не считая их за прегрешение. Поговорил, поболтал. Ну и что? Ведь никого не обидел, никому не навредил, хотя именно в праздных разговорах мы чаще всего осуждаем и поносим ближних и знакомых, клевещем на них.

Слово – великий дар Божий человеку и через него мы также свидетельствуем о своей вере. «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (1 Иак. 1, 26), говорит Священное Писание. Такой человек обычно грешит злословием, пустословием и сквернословием. И не помнит он Христа предупреждение: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12, 36-37). Именно за ПРАЗДНОЕ слово постигнет нас осуждение на Божьем суде, а не только за греховные поступки. Словом можно убить. Премудрый Сирах говорит: «Многие пали от острия меча, но не столько, сколько падших от языка» (Сир. 8, 21).

Празднословие – это признак недостатка веры. Как писал св. Антиох Сирийский, «Празднословие и празднохождение рождаются от безстрашия Божия и от нечаяния будущих мук. Если бы боялись мук, то не были бы празднословцами». Увы, ныне недостаток веры столь велик, что многие действительно видят в празднословии не душевредный грех, а лишь дурную привычку, которую можно потерпеть. В понимании этого греха произошла довольно заметная девальвация и её наше время усилило и подчеркнуло благодаря прежде всего СМИ. Они придали пустословию глобальный характер, заразив даже людей, молчаливых и немногословных от природы. Теперь им приходится обсуждать малозначимые новости, происшествия и скандалы, которые ежечасно поставляют репортеры и которые большей частью уже через неделю забываются. А на это тратится энергия, нужная для духовного развития и для более важных дел.

Благодаря интернет-чатам и скайпу празднословие с недавних пор необычайно разрослось и стало настоящим виртуальным недугом, прежде всего среди молодёжи. Сколько там словесного мусора, безсмысленных фраз и благоглупостей! Порой кажется, будто попал в какой-то абсурдно-зазеркальный мiр, психиатрическую лечебницу, отчего празднословие походит на душевное помрачение и действует болезненно-заразительно.

Празднословие, наряду с ложью, издавна служило основой демагогии, главным и эффективным оружием политиков. Кто не слышал их лицемерных и зажигательных речей, построенных на жонглировании пустыми словами, словесном шаманстве и вербальном зомбировании! Этой суетной риторикой пользуются все политики, независимо от их идейных взглядов, ибо празднословие – как было ранее сказано – в обезбоженном обществе исключено из число греховных страстей. Это общество не волнует призыв Псалмопевца: «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих» (Пс. 140, 3). Оно с насмешками и презрением от него отмахивается как от чего-то абсолютно ненужного и устаревшего.

Самое радикальное средство от пустословия – это молчание. Были святые – молчальники, у католиков есть даже орден траппистов, члены которого дают обет постоянного добровольного молчания. Обет этот – не из легких. Но каждый верующий при желании способен удерживать свой язык от празднословия, исполняя молитву прп. Ефрема Сирина: «Дух празднословия не даждь ми!».

П.А. Истомин

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПРАЗДНОСЛОВИИ

«Говоря, ты рождаешь слово. Ты произнес слово, и оно никогда уже не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет с тобой на Страшном Суде и будет за тебя или против тебя» (свт. Феофан Затворник).

«Ничто так не истребляет добродетели, как шутки, празднословие и забавы, и ничто столько не способствует обновлению души и ее приближению к Богу, как страх Божий, непрестанная молитва и поучение в словесах Господних» (свт. Феофан Затворник).

«Что такое праздное слово? Обещание веры, не исполненное на деле. Человек верует и исповедует Христа, но остается праздным, не делая того, что повелел Христос» (Добротолюбие).

«Слово праздное то, которое учит делать добро, а само не делает» (Добротолюбие).

«"При многословии не миновать греха" (Притч. 10, 19). Внимательные к себе христиане называют все чувства окнами души: если их открыть, уйдет вся внутренняя теплота. Но самое широкое отверстие, просторная дверь, в обилии пропускающая эту теплоту, есть язык, которому дается воля говорить сколько и что дет. Какой вред вниманию и внутреннему строю наносят все чувства в совокупности, такой же причиняет многословие, ибо оно касается предметов всех чувств и заставляет душу, не видя, видеть, не слыша, слышать, не осязая, осязать. Что внутри – мечтание, то вовне – многословие; но последнее пагубнее, ибо оно фактично и потому более впечатлительно. К тому же с ним в близкой связи самомнение, дерзость и самочиние – эти подобные буре разорители внутреннего строя, оставляющие за собой нечувствие и ослепление. Как после этого избежать греха многословии?!» (Епископ Феофан Затворник).

«Сын мой! не умножай слов: многословие удалит от тебя Духа Божия. (Преподобный Антоний Великий).

«Если при разговоре с братиями ты желаешь, чтобы твое слово взяло верх над словами других – нет в тебе страха Божия. (Преподобный авва Исаия).

«Молитва, совершаемая с небрежением и леностию – празднословие» (прп. Антоний Великий).

«Когда Господь сказал: "Молясь, не говорите лишнего" (Мф. 6, 7), мне кажется, Он указал на пустые мысли и на суетные и безполезные желания молящихся. Ибо разумные прошения обозначают словом – моление, но молитва о преходящих удовольствиях – не моление, а многословие, или пустая, пошлая речь, болтовня». (Святитель Григорий Нисский).

«Под многословием здесь подразумевается пустословие; например, когда просим у Бога недостойного: власти, славы, победы над врагами, богатства – словом, всего того, что безполезно для души. (Святитель Иоанн Златоуст).

«В день будущего Вселенского Суда у тебя потребуется отчет не только за праздное слово, но и за праздное и напрасное слушание». (Преподобный Нил Синайский).

«Слово – оружие как меч обоюдоострый. Одно и то же слово может лечить и губить, защищать и нападать, творить добро и зло – в зависимости от того, имеешь ли ты страх Божий». (Афонские старцы)

«В слове всегда есть дух, либо от Бога, либо от сатаны. Берегись празднословия, ибо пустоту любит заполнять сатана». (Афонские старцы)

 

О ТЯЖКОЙ РАЗНОВИДНОСТИ ПРАЗДНОСЛОВИЯ – КЛЕВЕТЕ

«Многие не убивают руками человека и не уязвляют, но уязвляют и убивают языком, как орудием, по написанному о “сынах человеческих”, “у которых зубы – копья и стрелы, и у которых язык- острый меч” (Пс. 56, 5). Многие не едят рыбы, мяса, молока, чего Бог не запретил, а даже благословил верным и познавшим истину принимать с благодарением (1 Тим. 4, 4-5), но пожирают живых людей. Многие не подают делами своими соблазна – это хорошо и похвально, – но языком разносят соблазны, и от места на место переносят зло, как больной заразу и как ветер пожар, от чего бывает много бед и напастей (Симфония по творениям святителя Тихона Задонского)».

«Клеветник вредит тому, на кого клевещет, ибо языком своим уязвляет его, как мечом, и славу его, как пес зубами одежду, терзает: он-де то и то делает. Вредит себе, ибо тяжко грешит. Вредит тем, которые слушают его, ибо дает им повод к клевете и осуждению, и так их к тому же беззаконному делу, в котором сам находится, приводит. И так же, как от одного зараженного человека многие люди телом заражаются и погибают, так от одного клеветника, источника клеветы, многие христианские души заражаются и погибают» (Симфония по творениям святителя Тихона Задонского).

«Как моль портит одежду, так клевета – душу христианина». (Преподобный Ефрем Сирин).

«Душа клеветника имеет язык с тремя жалами, ибо уязвляет и себя, и слышащего, и оклеветанного». (Авва Фалассий, Добротолюбие).

«Для многих невыносимее всех смертей кажется то, когда враги распространяют о них худые слухи и навлекают на них подозрение… Если это правда – исправься; если ложь – посмейся над этим... (Мф. 5, 11) (Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста).

«Помни, что тот, кто слышит о себе клевету, не только не терпит вреда, но еще получит величайшую награду (Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста).

«Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: “Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяжкими грехами, как же нам осуждать других?”. (Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста).

«Позаботимся о чести ближнего, кто бы он ни был, не позволяя ему умалиться в нашем мнении, когда его поносят, – это сохранит нас от оклеветания. (Преподобный авва Исаия. Добротолюбие).

«По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего. Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе. 9Преподобный Максим Исповедник. Добротолюбие).

«Оклеветали вас… хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимий за то, в чем сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас – милость Божия. (Епископ Феофан Затворник).

«Путем поношения и уничижения предшествовал нам Сам Христос, никакого греха не сотворивший. Сколько и как жестоко хулили Его фарисейские уста и какие поношения бросали в Него, как ядовитые стрелы, – об этом свидетельствует святое Евангелие... Как пострадали апостолы от всего мiра, которому милость Божию проповедовали! Обольстителями, развратителями и возмутителями вселенной называли тех, которые обращали от прелести к истине, и от тьмы к свету, и от царства диавольского к Царствию Божию. То же познали на себе и преемники их-святители, мученики и прочие святые. Читай церковную историю и увидишь, как никто от них не ушел от клеветы. То же и теперь святые, живущие в мiре, от злого мiра терпят. Ибо мiр во злобе своей постоянен: не любит истины, которую и словом, и житием являют святые, и всегда держится лжи и неправды, которою они гнушаются. Не ты первый терпишь поношение и безчестие. Видишь, что святые терпели и ныне терпят (Ин. 9, 10-34)... Всему будет конец. Злоречие и терпение кончится, хулящие и терпящие хулы каждый свое воспримут от правды Божией. Хула обратится в вечное поношение и срамоту хулящим, а поношение терпящим – в вечную славу, когда люди дадут ответ не только за хулу, но и за всякое праздное слово... Но ублажает тех, которые терпят поношение от злых: “Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах” (Мф. 5, 11-12). ... Как отец по плоти, когда видит безобразника, ругающего и обижающего детей, в молчании на отца взирающих, вместо них сам отвечает и защищает их, так и Бог, Отец Небесный, поступает с нами и обижающими нас. Ибо всякая обида и поношение, нам наносимые, совершаются перед Богом, как Вездесущим и Всевидящим... Не тот блажен, кого люди, неправедные судии, хвалят, но тот, кого хвалит Святой и Праведный Бог; и окаянен не тот, кого люди уничижают, но кого уничижает Бог» (Барсов М.В. Сборник статей по истолкователному и назидательному чтению Четвероевангелия. 2-е изд. СПб., 1893. Т. 1).