Прочитал очередные невеселые повествования о наших политэмигрантах с Украины, которые боролись против русофобского режима, а теперь, приехав к нам, никак не могут устроится в РФ. Я тут и сам помогал недавно людям, которые уехали с Украины из-за угроз и пытались получить РВП (разрешение на временное проживание) у нас.

После многочасового хождения по кабинетам и стояния в очередях у них стояли слезы на глазах, а у меня дрожали руки, хотя вообще нервы у меня довольно крепкие.
Более того, продолжаются позорные факты выдачи бывших ополченцев Донбасса в “братские республики”, где их ждут длительные тюремные сроки. 

И я подумал о том, как это было в другой России, 103 года назад. В ту пору Россия была “нетолерантным” православным царством, она была в полном смысле Катехоном и Третьим Римом. Поэтому  и с документами для христианских беженцев особых проблем не было.

Армянский автор Г. Тер-Маркариан, в своей работе „Как все это происходило”, говоря о страшном геноциде армян младотурками писал:

Ради исторической справедливости и чести последнего русского Царя нельзя умолчать, что в начале описываемых бедствий 1915 года, по личному приказанию Царя, русско-турецкая граница была приоткрыта и громадные толпы скопившихся на ней измученных армянских беженцев были впущены на русскую землю.
Сохранились рассказы очевидцев о душераздирающих, разыгравшихся при этом сценах, о незабываемых проявлениях безмерной радости и слезах благодарности со стороны страдальцев, падавших на русскую землю и неистово ее целовавших, о русских солдатах-бородачах, стыдливо прятавших увлажненные слезой глаза и кормивших из своих котелков изголодавшихся армянских детей, о матерях, целовавших сапоги русских казаков, бравших в седло по одному, по два армянских ребенка и спешно увозивших их подальше от этого ада, о рыдавших от счастья стариках, обнимавших русских солдат, об армянских священниках, с крестом в руках возносивших молитвы, крестивших и благословлявших коленопреклоненную толпу.

У самой границы, прямо под открытым небом, было расставлено множество столов, за которыми русские чиновники принимали армянских беженцев без всяких формальностей, вручая по царскому рублю на каждого члена семьи и особый документ, дававший им право в течении года беспрепятственно устраиваться по всей Российской Империи, пользуясь бесплатно всеми видами транспорта. Здесь же было налажено кормление голодных людей из полевых кухонь и раздача одежды нуждающимся.
Русские врачи и сестры милосердия раздавали лекарства и оказывали неотложную помощь больным, раненым и беременным. Всего таким образом было тогда пропущено через границу и нашло прибежище и спасение в России более 350 тысяч турецких армян” .

Царь приказал – и все бюрократические преграды рухнули во имя человеколюбия. “Зачем нужно, – говорил Пушкин, – чтобы один из нас стал выше всех и даже выше самого закона? Затем, что закон – дерево; в законе слышит человек что-то жесткое и небратское. С одним буквальным исполнением закона недалеко уйдешь, нарушить же или не исполнить его никто из нас не должен; для этого-то и нужна ВЫСШАЯ МИЛОСТЬ, УМЯГЧАЮЩАЯ ЗАКОН, которая может явиться людям только в одной полномощной власти…»

Игорь Друзь