27 сентября в великий христианский праздник Воздвижения Креста Господня ближе к 11 часам утра, когда в большинстве храмов православной Церкви читалось Евангелие о беззаконном суде над Христом римско-католического (sic!) прокуратора Пилата под закулисным давлением иудейских лжесвидетелей из числа чиновников и священнослужителей, спустя 1985 лет после сего события в Заводском суде города Минска судьей Светланой Черепановой был осужден подвижник православия и духовного возрождения Белой Руси, лауреат государственной премии Президента Республики Беларусь Владимир Всеволодович Грозов и «приговорен к семи годам лишения свободы с отбыванием в колонии усиленного режима и конфискацией имущества».

Православная общественность Белоруссии – и не только Белоруссии – буквально ошеломлена результатами процесса над Грозовым. Люди пытаются разобраться: что же произошло 27 сентября? Что должен продемонстрировать этот суд и столь суровый приговор? 

За событием, произошедшим 27 сентября в суде Заводского района города Минске стоят слишком сложные и разнонаправленные течения, чтобы можно было ответить на этот вопрос слишком просто и односложно. Вместе с тем сущность произошедшего и некоторые его самые существенные моменты как раз напротив – предельно просты и очевидны. Это – несомненная и публичная доказанность отсутствия вины В.В.Грозова и, соответственно, очевидный политический характер уголовного процесса и приговора, за которым стоит война против Русской православной церкви и Русского мира как ее носителя и хранителя, а значит, и против Белоруссии. 

Попробуем восстановить целостный образ или общий контекст, изнутри которых состоявшийся суд станет понятен в максимально доступной степени. Итак. С приходом Александра Григорьевича Лукашенко к власти в Белоруссии в ней действительно – а отнюдь не имитационно (как ныне в Российской Федерации) – во всех областях общественной жизни и ее политического устройства стал преобладал Русский мир и его понятия. Соответственно, отношения между белорусским государством с православной Церковью были вознесены на уровень, о котором в других постсоветских странах не могли и мечтать: с подписанием соглашений на уровне высших органов государственной власти и Церкви, министерств и Синодальных отделов, Академии наук, университетов, местных властей с разработкой обширных и самых смелых программ сотрудничества на всех уровнях, наполненных масштабными мероприятиями. В Белоруссии был принят Закон о свободе совести и религиозных организациях, утверждающий «определяющую роль Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа». Глава государства неоднократно заявлял о Христианстве и даже Православии как основе государственной идеологии Республики Беларусь. В стране развернулась невиданное по масштабам строительство храмов, зачастую с государственной поддержкой. Не в последнюю очередь все это происходило и благодаря личности митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), который, хотя и был еще у истоков (как руководитель хрущевского ОВЦС РПЦ) заражен вирусами экуменической ереси Никодима (Ротова), что и легло в основу нынешних бед, однако на своем поприще, безусловно, любил Церковь, любил белорусский народ и вложил душу в его духовное возрождение. Он пользовался непререкаемым авторитетом и любовью среди всего пастырства Белоруссии и лично Александра Лукашенко, которым был удостоен звания героя Беларуси (который носит буквально несколько человек). 

В этих условиях Издательство белорусского Экзархата Русской православной церкви (или БПЦ), практически созданное с нуля В.В.Грозовым, его усилиями и благорасположением государства превратилось в вездесущую авторитетную просветительскую организацию, перед которой были открыты все двери в стране. Помимо прочего, ею оказывалась огромная благотворительная помощь духовной литературой безчисленным учреждениям и организациям. Масштаб Издательства был таков, что церковный Издательский совет в Москве доверил ему (и лично В.Грозову) роль главного распространителя духовной литературы на пространстве всей Русской православной церкви. По мере развития Издательства на его базе В.В.Грозов с единомышленниками стал создавать государственно-церковную программу, нацеленную не только на усиление духовного просвещения, но и на осуществление святоотеческого идеала симфонии властей. Чему способствовало и то, что в Белоруссии представительные и исполнительные органы власти формировались не из олигархов, крупных капиталистов, профессиональных политиканов и партийных функционеров, но из врачей, учителей, ученых, военных, руководителей государственных хозяйств, близких народу и имеющих немалую долю верующих людей – причем верующих искренне, а не под камеры (напротив, для белоруса весьма характерно скрывать свой внутренний мир вне зависимости от личной выгодности того или иного его проявления). Так на базе Издательства Экзархата была создана республиканская духовно-просветительская государственно-церковная программа «Семья-Единение-Отечество», получившая документальный мандат даже непосредственно от Администрации Президента. Вокруг мероприятий данной Программы постоянно звучали имена высших белорусских чиновников, ученых, общественных деятелей. Все это делалось по личному благословению митрополита Филарета В.Грозову, давшему последнему в силу особого доверия и полную свободу в распоряжении финансами Издательства. 

Однако параллельно с такой, в хорошем смысле хилиастической идиллией, все больше стали нарастать тревожные и мрачные явления. Причем равно и в государстве, и в Церкви. Из-за свободного воздействия западной антихристианской цивилизации со всеми ее соблазнами духовное развращение белорусского народа происходило – пусть медленнее, чем в Российской Федерации и на Украине, – но верно. В первую очередь, разумеется, в среде чиновничества, которое постепенно «почувствовало вкус жизни», а особенно по мере смены старого советского новым поколением, выросшим в условиях образовательной системы, гуманитарная составляющая которой в Белоруссии, увы, не освободилась от власти западных догматов и учителей – как сделала это система политическая. Одновременно и Церковь Белой Руси, вышедшая из 70-летнего периода гонений, начала наполняться карьеристами, бизнесменами и прочими «друзьями мiра», разбавляя ими старую советскую гвардию подвижников веры, которые (прежде всего, архиереи), в свою очередь, начали отходить в вечную жизнь. 

В совокупности первое и второе заметно приглушило (как и в Российской Федерации) первоначальный импульс воцерковления постсоветского русского народа. Это вкупе с вестернизацией культуры повлекло за собой всё нарастающее стремление политических и интеллектуальных элит к развороту на Запад, внедрению либерально-рыночной системы и идеологии с набором западных «ценностей», отказавшись от идей коллективизма, служения Отечеству и заботы о народе, нравственных ценностей а с ними – и единства с Россией. Последнему, впрочем, весьма поспособствовала безобразная внешняя (не говоря уж о внутренней) политика самого руководства Российской Федерации, олицетворенная в Белоруссии личностью российского посла А.Сурикова, едва ли в чем-либо уступившему своему украинскому коллеге М.Зурабову. 

Одновременно и в Церкви формировалась либерально-обновленческая группировка из молодых священников, многие из которых были посланы на «православные стажировки» в Варшаву и страны Западной Европы – опять же по диверсионной образовательной программы митрополита Илариона. Данная группировка все ближе подбиралась к власти в Экзархате, пользуясь, в том числе, сильным ухудшением здоровья стареющего владыки. И новая генерация чиновников, и «прогрессивное» священство начали также возрастать (и, между делом, сближаться друг с другом) в таком проявлении неоязыческого либерализма, как национализм (или, по-церковному, этнофилетизм). Все больше стали звучать мысли, с одной стороны, о строительстве «суверенной белорусской нации» (с единственным понятным тезисом «Беларусь – не Россия»), за которой кроется кресовое ополячивание, с другой стороны, об автокефалии, за которой кроется Уния и окатоличивание белорусов. 

К великому сожалению глава государства А.Г.Лукашенко не только позволял происходить перерождению в системе государственной власти, но даже сам стал попадать под соответствующее влияние, олицетворенное личностью вначале главы его Администрации, а потом и всесильного и вездесущего министра иностранных дел Владимира Макея. Подзуживаемый им и его соратниками, президент Беларуси начал, в том числе, и обращаться к Ватикану (несмотря на многолетние очевидные попытки польско-католического националистического меньшинства Белоруссии свергнуть его с вершины власти), видя в нем, с одной стороны, якобы мост для налаживания связей с Западом, с другой стороны, средство «уравновешивания» католицизмом «одностороннего перекоса» в русское Православие для построения «суверенной белорусской идентичности», требующей и «своей религии», а также надеясь договориться и понравиться своим исконным противникам из числа католиков и протестантов, число которых (естественно, при самой активной американо-германской поддержке) заметно разрослось в Белоруссии за последнее десятилетие. Тем самым А.Лукашенко вступил на путь В.Януковича, который, впрочем, был изначально скорее своим, нежели чужим для Запада. 

Одновременно произошла и крутая перемена в церковной жизни: прямо в дни Евромайдана, зимой 2013-2014 гг. после многочисленных откладываний был не отправлен, а отпущен на покой митрополит Филарет. На смену последнему Александр Лукашенко и прозападная группировка во власти, не хотели получать ставленника из Москвы. Впрочем, по разным причинам: если первый имел в общем-то понятное и отнюдь не беззаконное желание иметь «своего» человека во главе церковного управления, то второй нужен был обновленец для реформирования Церкви на католическо-протестантский манер, превращения Церкви в бизнес-структуру и продвижения всё той же автокефалии и борьбы с «московским влиянием». Патриарх Кирилл в этих условиях вполне мог поступить мудро и помочь возглавить церковное управление достойному белорусскому архиерею. Но, как известно, во главе управления Русской церкви был поставлен «не молитвенник, а эффективный администратор», который в такой критический момент ударился почти в публичные торги с белорусским президентом и возвел на церковный престол не молитвенника-просветителя, а близкого себе по духу присланного из Рязани финансового администратора. Который, имея уже изначально недоверие со стороны А.Г.Лукашенко, усугубил его вопиющими фактами своей биографии (которые у первого лица государства были как на ладони), а также безобразным и даже хамским отношением не только к местным епископам и священнослужителям (особенно, заметим, ему не по душе оказались подвижники и ревнители веры), но даже к высокопоставленным вельможам, очевидно, полагая, что приехал в некую глухую провинцию. 

Сама «финансовая эффективность» митрополита Павла выразилась преимущественно в дополнительном вытягивании зачастую последних средств из приходов, в том числе, из строящих храмы, замораживая строительство. Причем шла значительная часть этих средств на такие вещи, как обслуживание солидного автопарка митрополита, а также, по серьезным источникам, в «нищую» Московскую патриархию, что особенно раздражало главу государства. При этом за весьма короткие сроки были свернуты многочисленные церковные начинания и акцент был сделан на одни коммерческие проекты, которые, впрочем, также стали проваливаться. Наконец, если при митрополите Филарете обновленцы и экуменисты подбирались к церковной власти, то при новом «энергичном митрополите» они не только не были удалены от стола с заменой на ревнителей веры и благочестия, как надеялись многие, а, напротив, практически на 100% сформировали его окружение и довлеющую часть руководства синодальных министерств. Впрочем, этому могло поспособствовать и то, что на митрополита вскоре был собран серьезнейший компромат, который через руководительницу редакции Госдеповского польского телеканал Belsat Ольгу Швед был разослан по основным столичным, областным и районным чиновникам и церковным благочиниям с угрозой обнародовать его в случае отказа митрополита от самоотвода или изменения якобы антиэкуменической политики. За прошедшие с тех пор два года тот компромат не просочился в «независимые» СМИ ни на йоту… Самыми же главными сатрапами и первыми доверенными лицами, перед которыми вынуждены были кланяться даже архиереи, оказались две властные женщины – глава юридического отдела Ж.Жданович и приехавшая с митрополитом из России игуменья Евгения (Свиридовская), ставшая главой Синодальной комиссии по церковным наградам. 

История с В.В.Грозовым стала квинтэссенцией всего происходившего. Глубоковерующий бывший полковник ГРУ и многодетный отец, редкие отпуска проводивший в монастырях (особенно в Боголюбово), естественно, вскоре стал для либерально-прозападной группировки в церковных верхах врагом, а особенно для той ее части, которая с головой ударилась в сотрудничество с западными фондами, работающими на подрыв христианских ценностей и белорусской государственности. Ярче всех на этом горизонте вспыхнула «звезда» председателя белорусского Союза сестричеств Е.Зенкевич, открыто берущей гранты у ЮНФПА и активно продвигающей идеи «борьбы с домашним насилием», «гендерного равенства» и даже «свободы абортов». Что не помешало ей одновременно стать членом Межсоборного присутствия Русской православной церкви и выступать со своими идеями на церковных симпозиумах в присутствии митрополитов Илариона и Климента. К либерал-западникам добавились и – насколько их вообще можно различить – убежденные церковные коммерсанты, гуру которых, бывший секретарь митрополита Филарета протоиерей Николай Коржич и доселе пытался натравить на В.Грозова ДФР (экс-ОБЭП), возмущаясь неподконотрольностью ему финансов Издательства. Здесь же ему совместно с «владычицами» Экзархата удалось натравить на В.Грозова самого нового митрополита, оказавшегося весьма чутким к «финансовым доводам» и абсолютно безразличным как к огромным достижениям главы Издательства на поприще духовного просвещения, так и к самим многочисленным начинаниям в области последнего. 

Присланная вскоре проверка выявила отсутствие в Издательстве строгого учета и отчетности, которые, напомним, таковыми были по благословению лично митрополита Филарета: Издательство было максимально освобождено от внутренней бюрократии и почти все в нем строилось на доверии к личности директора и на внутреннем доверии в коллективе – как в настоящем христианском братстве. Однако испорченный глаз митрополита не увидел во всем этом ничего, кроме финансового мошенничества, в результате чего В.Грозов был молниеносно с позором снят с должности с публичным объявлением его перед коллективом, всей Церковью, чиновниками и «независимыми» СМИ бандитом и мошенником, что потрясло до глубины души многочисленных знавших его лично и получавших от него немалую помощь монахов и священников, а также чиновников, ученых и общественных деятелей, многие годы сотрудничавших с В.Грозовым. Лучше всего митрополита охарактеризовало решение забрать благословение (еще владыки Филарета) на деятельность «грозовской» церковно-общественной республиканской организации «Родителя и учителя за возрождение православного образования», наблюдательный совет которой многие годы возглавлял В.Грозов, опекавший и поддерживавший РО РУВПО средствами Издательства, и которая совместно с Министерством образования проводила ежегодные крупнейшие Свято-Евфросиньевские образовательные чтения, оказывавшие огромное влияние на христианизацию белорусской системы образования. Причем отзыв этот был сделан за несколько дней до очередных Чтений с одновременным сообщением во все органы власти о «мошеннической сущности» В.Грозова, в связи с чем Министерство образования тут же прекратило свое участие в Чтениях и отозвало уже делегированных на них высоких чиновников. 

Это решение стало лишь прологом последующих «достижений» митрополита и его администрации. Наряду с разрушением целого ряда церковных начинаний и программ, вскоре было доведено до фактического банкротства и практически разрушено и само Издательство Экзархата, сократившее львиную долю сотрудников, коих насчитывалось более 300, включая инвалидов. В целом митрополит демонстративно гнушался всеми заслуженными подвижниками просвещения и проявлял интерес только к прибыльным проектам. Так, известные по всей Русской церкви минские ярмарки с масштабной просветительской программой были в считанные годы превращены в банальные базары с развлекательной программой и без упоминания даже слова «христианское», не говоря уже о «православном». Многочисленные жалобы на митрополита в Патриархию традиционно не находили никакой реакции в антисоборно-кулуарной бюрократической структуре: от митрополита там требовалось только безусловная лояльность патриарху Кириллу. Последняя, в частности, проявилась в том, что, когда состоялся беззаконный вояж патриарха для встречи с папой Римским в обход Собора и принятие на Архиерейском соборе под его давлением еретического «Положения об отношении к остальному христианскому миру», митрополит выступил в Кафедральном соборе с заявлением о том, что «все должны безусловно и без всяких сомнений доверять во всем патриарху и принимать его решения, включая и гаванскую Декларацию и Положения Критского собора», повелел делать то же самое всем священникам на проповедях (с направлением в храмы тайного контроля «из толпы») и, наконец, запретил в служении ряд священников, выступивших против положений беззаконных, антицерковных Декларации и Положения. 

Как стало известно по ходу судебного дела, после снятия с должности В.Грозов попал в больницу, а затем по благословению духовника на время уехал на послушание в монастырь за пределами Белоруссии. Митрополит же, науськиваемый клевещущим окружением, обратился к руководству сразу всех силовых органов с заявлением на В.Грозова, в обход церковного суда, что, как известно, напрямую противоречит церковным канонам вплоть до извержения из сана. Но кого в нынешней Московской патриархии интересуют апостольско-святоотеческие каноны! В.Грозов же был объявлен в розыск и задержан в городе Новозыбков на российско-белорусской границе во время возвращения на родину. Проведя полгода в следственном изоляторе, он был выдан белорусским органам правопорядка. И тут начинается самое интересное, важное и оставляющее много вопросов. 

Постепенно митрополит стал вразумляться – совесть ли напомнила о себе, понял ли, куда идет дело, или обнаружил внутренний заговор (слишком поздно), однако он признал свою ошибку: вначале перед самим В.Грозовым, в том числе посещая его в тюрьме, а также уволив всю юридическую и экономическую службу Экзархата во главе с самой Ж.Жданович (но, заметим, отнюдь не главного инициатора Н.Коржича, пошедшего даже на повышение до главы Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом), а затем и в суде, в котором он по собственной воле пожелал дать свидетельские показания. И здесь, стали одновременно выясняться и происходить невероятные, на первый взгляд, вещи, которые изначально были видны весьма немногим. Выяснилось, что митрополит несколько раз обращался лично к главе государства и руководству прокурорско-следственных органов о снятии обвинений и освобождении В.Грозова, но получал неизменные отказы. Во время суда он подробно изложил причины заявления на Грозова, среди которых оказалась клевета на В.Грозова и подложные данные назначенного следователя по особым делам, всячески принуждавшего митрополита начать уголовное преследование В.Грозова. В суде митрополит доказал, что никакой вины В.Грозова перед Церковью нет и не было, что он был введен в заблуждение. Тут же Синодом БПЦ было принято единогласное обращение к А.Лукашенко о заступничестве за В.Грозова, на которое снова последовал отказ. Выступление свидетелей, данные финансового расследования Министерства финансов – все указало на невиновность В.Грозова. Однако приговор был вынесен самый жестокий и несправедливый. 

Отсюда очевидной стала следующая картина: определенные – несомненно, антицерковные и прозападные – силы в церковной и одновременно государственной власти выжидали и готовили нападение на В.Грозова и все его духовно-просветительские начинания и одновременно на православную Церковь в целом. И использовали для этого духовно слабого митрополита, после чего самого же митрополита сделали и главным виновным в произошедшем, и своей новой мишенью – естественно, не столько самого по себе, сколько как «подставную мишень» для поражения Церкви в Белоруссии, подавления ее влияния на политическую и идеологическую жизнь белорусского государства и народа, подрыва ее самой изнутри и, в частности, для замещения митрополита Павла отнюдь не на честного, мужественного подвижника, защитника веры и благочестия, проповедника истины и правды, а на экумениста, обновленца, автокефалиста и националиста, готового охотно идти навстречу любым пожеланиям политической элиты. То есть, неверующего епископа. Сам же А.Г.Лукашенко, судя по всему, так и не понял, что всё это направлено, в том числе, и на свержение лично его с незавидной участью для всех членов его семьи, в той или иной степени поверив, что подчиненная Московскому патриархату церковь якобы служит «имперским амбициям Кремля» и его политике, которой до имперскости как до луны пешком.

Октябрь 5, 2018
Пантелеимон Филиппович
http://rossiyaplyus.info/8968655-65/

См. также: М.В. Назаров. Камо грядеши, Белая Русь?