Несколько сотен православных активистов с иконами, хоругвями и Царскими флагами и знаменами Союза Русского Народа прошли от Киево-Печерской Лавры по центральным улицам Киева, мимо Михайловского собора (к сожалению, захвачен раскольниками) на Софиевскую площадь. У стен древней Софии был прочитан акафист Архистратигу Божию Михаилу, который, как известно, является небесным покровителем Киева.
В связи с эпидемией калифорнийского гриппа в Киеве и других городах Украины, во время Крестного хода верующие молились о здравии православного народа и выздоровлении всех, заболевших этим недугом.
У памятника воссоединителю Малой Руси с Великороссией гетману Богдану Хмельницкому состоялось православно-патриотическое вече. Выступающие говорили о духовном смысле праздника - дня Архангела-ратоборца против падших духов. Не случайно во имя Архистратига Божия Михаила были созданы известные православно-патриотические организации еще в царской России, а ныне это имя носит Всеукраинское Православное Братство Архистратига Михаила.
Участники вече призвали всех верующих поддержать борьбу православной общественности против планов установления на Украине электронного концлагеря. В первую очередь, необходимо не допустить принятия Верховной Радой законопроекта депутата от "НУ-НС", главы партии "Европейский выбор" В.Катеринчука. Этот законопроект лишает верующих права жить без идентификационных кодов.
На вече также прозвучали призывы продолжить протесты против установления памятника анафематствованному гетману Мазепе на площади Славы в Киеве. Указ о начале сооружения этого памятника уже подписан мэром Киева, главой городской госадминистрации Л.Черновецким.
Глава Союза Православных Братств Украины, Валентин Лукияник зачитал
ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО НАРОДА УКРАИНЫ
К СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛУ, БЛАЖЕННЕЙШЕМУ МИТРОПОЛИТУ КИЕВСКОМУ И ВСЕЯ УКРАИНЫ ВЛАДИМИРУ, СВЯЩЕННОМУ СИНОДУ И СВЯЩЕННОНАЧАЛИЮ РПЦ, СВЯЩЕННОМУ СИНОДУ И СВЯЩЕННОНАЧАЛИЮ УПЦ, МОНАШЕССТВУЮЩИМ, СВЯЩЕННИКАМ И ВЕРНЫМ ВСЕЙ ПОЛНОТЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ:
«ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА!
Визит иерархов Православных Церквей на Украину в 2008 г. во время празднования 1020-летия Крещения Руси явился свидетельством единства Христовой Церкви. Триумфом Русской Православной Церкви и свидетельством верности народа как хранителя чистоты Православия заветам своих святых было молитвенное общение Патриарха Кирилла с паствой в ходе посещения епархий Украины в 2009 г.
На таком фоне обоснованную тревогу вызывает серия недавних переговоров между УПЦ, УПЦ-КП, Константинопольским Патриархатом и УАПЦ.
Цель контактов с УПЦ-КП 2 октября 2009 г. сформулирована в ответе Священного Синода УПЦ от 16 июля 2008 г. на «Обращение… УПЦ-КП» и подтверждена вновь: "Чтобы такой диалог был конструктивным и мог привести к желаемому результату – объединению всех православных Украины в единую Церковь». В заявлении для прессы подчеркивается, что «состоялся обмен мнениями по поводу того, на каких принципах должен строиться диалог между нашей Церковью и представителями "УПЦ КП". Но в заключительном протоколе нет ни слова о покаянии. Считаем, что обтекаемые упоминания о канонических нормах без ясного указания на необходимость покаяния как единственного пути уврачевания раскола действительно приведут лишь "к деградации церковно-канонического сознания, которое будет иметь более катастрофические последствия для Церкви".
В церковном праве нет термина «объединение». Такой политический подход заведомо унижает достоинство Церкви как Тела Христова, богочеловеческого организма, сливая ее в безблагодатные организации. Мы знаем, святые были готовы признать за собой какой угодно грех, но не грех ереси и раскола. Налицо официальная унификация целей. Православный народ настаивает на недопустимости употребления богохульного термина «объединение». Наша цель - возврат отпавших от Церкви в ее спасительное лоно путем их искреннего покаяния.
Если же речь действительно идет о навязываемом сверху объединении самосвятов-автокефалов, филаретовцев, всех отсохших и отпавших от Православия с канонической Церковью, то в такую организацию народ из Церкви не пойдет. Подтверждением тому есть факт передачи более 70 тыс. подписей за единство Церкви от верных РПЦ, проживающих на Украине, лично в руки Патриарху Алексию весной 2008 г. (факт передачи зафиксирован видеосъемкой), а также присутствие десятков тысяч верных на богослужениях, возглавлявшихся Патриархом Кириллом на Украине.
Визит делегации подотчетного госдепу США Константинопольского патриархата 3-5 октября с.г. для переговоров с раскольническими организациями и руководством страны прошел на нашей канонической территории с откровенным попранием канонов. Со стороны Православного народа открытию представительства Константинопольского Патриархата на Украине будет организовано активное противодействие на всех уровнях.
Считаем симптоматичным, что события 2-5 октября прошли на фоне информационной поддержки со стороны УПЦ. Так, на Успенских чтениях в Киево-Печерской Лавре Владыка Александр (Драбинко) активно провел повапненную «киевскую идею» в противовес освященной подвигом преподобных и мучеников, подтвержденной тысячелетним кровавым опытом триединого народа идеи русской цивилизации в пределах канонической территории РПЦ. Священник Андрей Дудченко поет в интернете дифирамбы константинопольскому архиепископу Всеволоду (Майданскому), который не так давно заявлял о непризнании Вселенским Патриархатом канонической территории Московского Патриархата в его сегодняшних границах.
Более того, сайт о.Андрея подготовил для портала «Религиозно-информационная служба Украины» перевод интервью видного деятеля Константинопольского Патриархата Иова (Гечи) с таким программным пассажем: «Аргумент, что автокефалия на Украине невозможна потому, что Украина, Россия и Беларусь являются одним нераздельным духовным пространством, не имеет никакой силы».
Решительно свидетельствуем, что заказная раскрутка данной идеи не находит ни малейшего сочувствия со стороны Православного народа. В этом судьбоносном вопросе мы исходим из заповеди Господа: «Да будет слово ваше да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.: 5,37). Тем общественным деятелям, которым чужд завет прп. Лаврентия Черниговского и сонма святых Русских, считаем спасительным напомнить, что откалываться, и отходить от Русской Православной Церкви –«величайший и непростительный грех ни в сей жизни, ни в будущей - это хула на Духа Святаго».
Национализация в Церкви – не новость. Последствия ее трагичны. Поучителен опыт Польской автокефалии. Всем выпускникам семинарии известна история Армянской Церкви, процветшей в страшные времена Диоклетиана и отпавшей от полноты Православия именно по причине ее национализации. Дружбу с персами тогда выбрали в пику грекам, шла вражда с греческой культурой, истреблялись греческие школы и произошел переход на армянский язык богослужения.
В протоколе состоявшегося 2 октября заседания с раскольниками подчеркивается полезность и необходимость унификации богословского и богослужебного языка. Но это может быть нужно только в контексте унификации духа, «шляхетного» соединения грешного с праведным. Кроме того, опыт католической церкви, в свое время перешедшей с освященной традицией латыни на местные языки, красноречиво свидетельствует, что храмы после этого заметно опустели.
Еще одним пунктом совместного протокола рабочих групп стало утверждение о позитивном опыте работы с военнослужащими и заключенными. Но ведь таким образом подписавшиеся свидетельствуют о признании лжетаинств безблагодатной организации действительными. С одной стороны, декларации о заботе о многомиллионной пастве, с другой – благословение ее обмана?
Договоренность о принятии опыта межконфессиональных экуменических диалогов употреблять титулы так, как они приняты у каждой из сторон, в кровоточащих реалиях украинского раскола, когда речь идет о судьбах и спасении многих конкретных людей, на деле в сознании этих самых людей означает признание раскольников в их самочинном звании. Что ж теперь, наш Блаженнейший должен будет даже заочно называть анафему святейшим? О каком же богословии может пойти тогда речь?..
При этом в протоколе ни слова о новой волне захватов наших храмов, с избиением до полусмерти их защитников. Практическая экклезиология самочинных сборищ диаметрально отличается от предусмотренного протоколом теоретизирования на паритетной основе. Выражаем недоумение по поводу того, почему, намечая диалог, четко не поставлен вопрос о недопустимости захватов храмов со стороны раскольников, которых глава ОВЦС УПЦ даже называет «ветвью разделенного украинского Православия”.
История Церкви свидетельствует, что Византийская Империя пала как держава, когда иерархи, утратив упование на Бога, уступили давлению власти и, плача, подписали унию с католиками.
Православный народ Украины с болью воспринимает сложившуюся ситуацию и ждет от своего священноначалия руководства в Духе Истины. Единственным путем действительного уврачевания раскола может быть только покаяние заблудших и искренняя молитва о вразумлении их со стороны тех, для кого доступны Божии Таинства. Просим пастырей неопустительно читать за каждой Литургией установленные прошения о в расколе сущих. Призываем регулярно (например, раз в месяц), хотя бы через столько лет раскола, одновременно во всех храмах служить канонически выверенные молебны о искоренении ересей и раскола и вразумлении заблудших, Народ с готовностью откликнется на призыв однодневного или трехдневного сугубого поста перед такими молебнами. Верим, Пречистая Дева Богородица не оставит нас без утешения.
Для отпавших от Церкви и желающих принести истинное перед Богом покаяние, необходимо четко осознать, что единство с Русской Церковью - это духовный возврат к нерасторжимому тысячелетнему богатству всего русского мира, которым они вскормлены и который по навеянному неразумию отринули.
Именно этот вопрос, будучи по сути своей духовным, а не организационным, является камнем преткновения на пути уврачевания раскола. Имея целью спасение душ, именно его необходимо всякий раз недвусмысленно формулировать как базис для диалога с отпавшими от Церкви. Иначе за филаретовской ересью этнофилетизма проступят языческие мифы крови.
Сила Русской Православной Церкви есть залог крепости всего мирового Православия, критическая духовная составляющая стабильности всего мира. Понимание этого продемонстрировал в свое время Митрополит Гор Ливанских Илия, когда в 1941-м шел в голодный затвор молиться за Православную Россию. Осознание этого есть глубочайший духовный императив. Именно он противостоит навязываемым сегодня Церкви богоборческим установкам в национальных фантиках.
Иначе ценой нецерковного в корне, бездуховного «уврачевания» раскола на Украине могут оказаться катастрофические, необратимые последствия для Церкви Христовой и для мира в целом в силу богохульного наполнения этой идеи. Да не будет!
Призываем всех верных Спасителю епископов, монашествующих, священников и мирян всей полноты Русской Православной Церкви соединиться в молитве, не предавать Его и Его Церковь молчанием, но любовью и делом послужить Ему. С нами Бог!»
От имени многомиллионного Православного народа Украины, это Обращение подписали ряд православно-патриотических организаций, а также Православные верующие – постоянные участники крестных ходов в Киеве.
Православная патриотическая общественность продолжает сбор подписей…
Собор св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных – праздник молитвенного прославления Небесных Сил. Во время пагубного впадения в гордость высшего ангела Люцифера (в переводе с латыни: Светоносный, или утренняя звезда: Денница), ставшего сатаной (противником Бога) и увлекшего за собою треть ангелов, ставших бесами, св. Архангел Михаил, собрав все чины и воинства ангельские, велегласно воскликнул:
«Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками Божественного Света! Вонмем, как они ради гордости внезапно от Света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходящая заутра Денница и сокрушилась на земле" (Св. Григорий Двоеслов. Толкование 4 на Евангелие).
В битве с сатаной и его бесами верные Богу ангелы одержали победу, сатана был низвергнут с неба. За такую верность св. Архангел Михаил и был поставлен Богом Архистратигом (по-гречески – верховным военачальником) вождем Небесных Сил, которые остались верны Господу и воспевают Его славу. Само имя Михаил означает по-древнееврейски «Кто как Бог». И одно это уже говорит, сколь высоко он почитается Святой Церковью. Он обладает необыкновенной духовной силою, которой побеждает все козни диавольские.
По этому поводу св. Григорий Великий пишет, что в то время как другие ангелы являются, чтобы принести людям какую-либо весть, Архангел Михаил посылается всякий раз, когда должна явиться чудесная сила Божия. Почти все важнейшие события библейской истории происходят при участии Архангела Михаила.
Отцы Церкви писали, что именно св. Архангел Михаил был херувимом, поставленным у райских ворот охранять путь к дереву жизни (Быт. 3:24), он же предводительствовал израильтянам во время исхода из Египта (Исх. 14:19; 23:20), через него Бог даровал на Синае десять заповедей, он встал на пути Валаама (Числ. 22:22) и разгромил армию ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19:35). В книге пророка Даниила читаем: «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (10:13) И далее, в 12 главе: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего» (12:1). Имя Михаила Архангела упоминается и в Откровении св. Иоанна Богослова: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них… И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом или сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы низвержены с ним» (12:7).
Исходя из таких мест в Священном Писании, св. Архангел Михаил считается в Церкви покровителем и защитником народа Божия – сначала древнееврейского народа Израиля, в котором пророками возвещалось воплощение Спасителя. После же отпадения евреев в служение их новому "отцу" – диаволу (Ин. 8:44) св. Архангел Михаил становится хранителем Нового Израиля – всех христиан и православной Руси как наиболее христианского народа.
«С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига» ("Минея". Так, согласно легенде, когда хан Батый в 1239 г. направлялся к Новгороду, св. Архангел Михаил явился ему и запретил входить в город. Войдя в Киев, Батый увидел над дверьми одной из церквей образ св. Михаила и, показав на него, сказал своим каганам: «Сей возбранил мне идти на Великий Новгород».
Почитание Архистратига Михаила русскими князьями выражалось в молитвенном обращении о помощи в минуты опасности, перед началом решающих сражений и вообще в ходе войны. Наши предки создали множество храмов в честь Архистратига. В Киеве сразу после Крещения Руси был создан Архангельский собор, затем почти во всех русских городах, князья испрашивали именно в этих храмах благословения при венчании на царство, при крещении наследников, перед своей кончиной. Изображения св. Архистратига помещались на княжеских боевых шлемах, личных печатях, гербах, знамёнах. Всё это определялось особым отношением к Архангелу Михаилу как защитнику русской государственности. Для Успенского собора Кремля была написана икона "Благословенное воинство" (см. ниже), где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.
В иконографии Архангел Михаил изображается с мечом как воин-защитник, либо с копьем, поражающим змия-сатану. Будучи сам воином против армии первого революционера – сатаны, особенную помощь Архангел Михаил оказывает тем, кто также активно противостоит силам зла и врагам Божиим. Поэтому он считается покровителем Русского воинства, бьющегося за правое дело. Удерживающая православная Империя Третьего Рима более, чем кто-либо, заслуживала такой помощи св. Архистратига воинства Божия, потому он изображен на многих русских воинских знаменах.
Своим покровителем избрали св. Архистратига Михаила и русские черносотенцы ХХ века, ставшие на путь решительного противостояния революционным силам зла, в котором и нам не обойтись без поддержки предводителя ангельского воинства. В этот день был создан Союз Русского Народа в 1905 г. (и воссоздан в 2005-м). В 1921 г. этот день открылся I Всезарубежный Собор, на котором была образована Русская Зарубежная Церковь.
Для нас образ св. Михаила Архангела, попирающего сатану, является символом христианского оптимизма. Он указывает нам на то, что хотя м р во зле лежит – зло не всесильно. Ему можно и должно противостоять, это наша задача. И мы верим и знаем, что в конечном итоге земной истории зло будет побеждено, а верные Господу люди будут спасены к жизни вечной в преображенном м ре Царства Божия. И один из важнейших путей спасения – сопротивление злу.
Поэтому и сайт издательства "Русская Идея" – осенен образом Архистратига Михаила с такою молитвою к нему:
Буди вождь и соратай непобедим христолюбивому воинству нашему, венчая его славою и победами над супостаты, да познают вси противляющиися нам яко с нами Бог и Святии ангелы Его.
Пресс-служба Киевскаго губернскаго отдела Союза Русскаго Народа