Мемориальная доская А.С. ВязигинуНедавно харьковское ИА "STATUS QUO" разместило информацию о том, что "Харьковская городская комиссия по вопросам топонимики и охраны историко-культурной среды в сентябре приняла решение о сносе мемориальной доски основателю харьковского отдела “Союза русского народа” Андрею Вязигину на ул.Демченко 14. Через несколько недель КП “Жилкомсервис” демонтировало доску. Об этом сообщили “SQ” в Харьковской краевой организации Союза украинской молодежи, выступившей инициатором демонтажа доски.

В Союзе украинской молодежи отметили, что мемориальная доска основателю харьковского отдела “Черной сотни” была установлена в сентябре прошлого года, ее демонтажа добивались 14 общественных организаций города. Они мотивировали это тем, что харьковские “черносотенцы” “вошли в историю особо жесткими проявлениями антисемитизма, погромами и расправами над представителями еврейской общины и украинскими культурными деятелями города”, пропаганда их идей “откровенно разрушает цивилизованные принципы развития в крае демократического общества, оскорбляет национальные чувства харьковчан и побуждает к провокационным действиям радикально настроенных граждан”.

И дало справку. А.Вязигин (1867-1919) – историк и общественный деятель. Профессор всеобщей истории Харьковского императорского университета. С 1902 г. был редактором-издателем журнала “Мирный труд”, в котором публиковались статьи монархической и православной направленности, часть материалов носили антисемитский характер. В ноябре 1903 г. стал организатором и первым председателем харьковского отдела “Русского собрания”, в декабре 1905 г. был инициатором создания Харьковского отдела “Союза русского народа”. В 1907 г. был избран членом Государственной думы III созыва от первой курии городских избирателей Харьковской губернии. Руководитель фракции правых в Государственной думе. Убит в 1919 г. большевиками.

Мемориальная доская проф. А.С. Вязигину была установлена год назад по инициативе Харьковского Союза Русского Народа при участии Русской Общины, депутата городского Совета, православного казачества Харькова и Чугуева, молодежной организации "Движение Действия". Подробнее об А.С. Вязигине можно прочитать в - энциклопедии «Традиция» и на сайте Института Русской Цивилизации.

Новость нашла живой отклик у харьковчан. Некоторые из них расценивают ее не иначе, как «очередной плевок русской общине Харькова». Вот один из откликов на это событие, размещенный на одном из харьковских интернет-форумов и озаглавленный «Война с историей продолжается?»:

Место мемориальной доски сейчас«Прохожу месяца два назад по одной из самых удивительных улочек Старого Харькова - улице Демченко (историческое название - Девичья). И неожиданно вижу, что на доме №14 висит мемориальная доска в честь профессора Андрея Сергеевича Вязигина - может быть, самого выдающегося человека, жившего в нашем городе. Но радость была недолгой. Вчера обнаруживаю, что доски уже нет. Не вписались, видать, ни он сам, ни слова "За Веру, Царя и Отечество" в историографию современного агитпропа. Хотя имена Ленина и его соратников, даже организатора голодомора Станислава Косиора на улицах Харькова никому не мешают. Даже "граффити" современных отморозков на той же самой стене никто стереть или закрасить не удосужился. Не случайно, наверное, я туда попал - Андрей Сергеевич был зарублен красными как раз в ночь с 23 на 24 сентября 1919 года...»

Эта новость также нашла широкий резонанс в российских информационных ресурсах. Мы получаем отклики от русских организаций со словами поддержки, предложениями не только начать сбор подписей за восстановление мемориальной доски, но и провести сборы народных пожертвований на памятник пострадавшему от безбожников русскому профессору и патриоту А.С. Вязигину, объявить Российско-Украинскую подписку на памятник ему, готовность инициировать конкурс на лучший памятник к 150-летию (2017 г.) со дня его рождения. Заявления о том, что разрушители мемориальной доски – это реальные экстремисты, современные наследники Харьковского ЧК, это те, кто сеет рознь между русскими и украинцами, кто хочет поссорить наш Триединый великий народ.

Действительно, несколько лет «оранжевого» культурно-исторического погрома русско-украинских отношений привели даже дипломатические взаимотношения Украины и России в очень опасное состояние. И в нынешнем политическом контексте демонтаж мемориальной доски ученому, профессору Харьковского университета, видному политическому деятелю, русскому патриоту-традиционалисту А.С. Вязигину выглядит как неумная русофобская провокация местных чиновников, пошедших на поводу у элементарно исторически безграмотных политических доносчиков и клеветников. Которые в запале русофобии обнаружили в годы деятельности СРН несуществующие «харьковские погромы». Погромы, на которые, при всем желании, невозможно найти ни одной ссылки ни в хрониках того времени, ни в документах руководителей православно-монархических организаций Харькова, ни в работах серьезных историков. Ни даже в Еврейской энциклопедии, которая, безусловно, отметила бы факт «харьковских погромов», имей они место в истории нашего города.

Причем инициаторы назвали свою невежественную выходку ни много ни мало, а «ще одной перемогой українських сил у Харкові» (http://cym.org.ua/tmp/101006064005N.html). При этом горе-«победители» не удосужились привести в качестве обоснования своей позиции ни одного документального подтверждения: приказа, распоряжения, решения, воззвания, подписанного тем, против кого они устроили посмертную травлю - проф.Вязигина, в которых он бы призывал к «погромам и расправам над представителями еврейской общины и украинскими культурными деятелями».

Поражает также желание «українських сил» буквально переставить историю с ног на голову: ведь это именно представители этих политических сил вошли в реальную, а не желаемую националистам-русофобам историю кровавыми погромами времен националистической Директории, несколько дневной резней во Львове в 1941 г., Бабьим Яром, зверствами против польского мирного населения в Волыни. А их нынешние потомки публично «величают» великий и могучий русский язык «собачьей мовой», дают уроки наглядной украинизации, предлагая оригинальный способ решения «языковой проблемы» - за каждое произнесенное русское слово отрезать по пальцу, и призывая разбивать «собачьи русские головы». Что, по их логике, никак не «разрушает цивилизованные принципы развития … демократического общества», и не «оскорбляет национальные чувства харьковчан», не «побуждает к провокационным действиям радикально настроенных граждан».

Эту «майже річну боротьбу української громадськості» с исторической памятью харьковчан да направить бы в русло самообразования и борьбы с проявлениями реальных, а не выдуманных проблем в среде тех же «українських сил». Вот чему харьковчане были бы только благодарны. Так нет.

Здесь явно имеет место явление, которое ярославский историк, к.и.н. Максим Львович Размолодин в своей книге «О консервативной сущности черной сотни» (Ярославль, 2010) охарактеризовал как «погромный навет» - продукт политического мифотворчества, средство дискредитации православно-монархических организаций как политического противника, введенное в обиход либеральными историками и журналистами, а затем активно использовавшееся большевистской пропагандистской машиной.

По мнению Размолодина, обвинения черносотенных союзов в участии, а тем более в организации погромов, несомненно имеет ряд слабых мест, к которым относятся следующие:

1. Погромное движение хронологически проявляется раньше организационного оформления черной сотни. Вспышки массового насилия произошли еще до образования самого многочисленного Союза русского народа.

2. Отсутствие документальных подтверждений причастности черной сотни к погромам. О непричастности черносотенных организаций к погромам свидетельствует отсутствие подтверждающих архивных материалов. Проведенное по кровавым следам следствие в отношении участников погромов не установило чьей-либо организующей и направляющей роли. Все сведения об участии членов черносотенных организаций в погромах исходят из либеральной и революционной литературы, заинтересованной в дискредитации политического противника.

3. Повсеместное прекращение погромов после оформления черносотенных союзов. После образования черносотенных организаций погромы практически повсеместно сходят на нет. В 1911 году на обвинения левой фракции Государственной думы о призывах к погромам в связи с запросом правых по поводу убийства А. Ющинского, председатель СМА В. М. Пуришкевич обращался к критикам: «...в момент возникновения монархических организаций много ли вы видели погромов... много ли вы видели насилий? - ни одного...» (газета Русское знамя, 1911 г., 1 мая) Действительно, после организационного оформления черносотенного движения отмечено всего два крупных погрома, в отличие от нескольких сотен осенью 1905 году. Оба они произошли в 1906 году на территории Польши, где русские монархисты не могли иметь влияния в силу национально-конфессиональных особенностей региона.

4. Заявленный законопослушный характер черносотенных организаций. С момента образования крайне правых союзов их лидеры декларировали законопослушный характер организаций и осуждение погромов. Анализ деятельности черносотенных организаций и их программных установок свидетельствует, что руководство монархических союзов негативно относилось к погромам как средству решения политических и национальных вопросов. В 1906 году председатель Союза русского народа А. И. Дубровин в специальном заявлении определил погромы как преступление.

«За все время существования черносотенных объединений не было опубликовано ни одного прямого призыва к еврейскому погрому. Более того, после организационного оформления монархические организации скорее противодействовали погромным выступлениям, нежели провоцировали их. Лидеры крайне правых неоднократно предостерегали население от любого насилия, в том числе в отношении евреев» - пишет историк.

Что прекрасно иллюстрируется высказываниями проф. Вязигина, которые мы цитируем по его книге, само название которой говорит за себя - «Манифест созидательного национализма» (http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=2&id=7388&tm=22). Вот что он пишет в ней: «Харьков не знал «погромов» потому, что харьковская черная сотня научилась бороться словом и убеждением...Бог благословил наши начинания: разросся, не по годам, Союз наш потому, что мы всегда избегали насилий, погромов, избиений иномыслящих. Единственным нашим оружием всегда было живое и печатное слово.» (Манифест созидательного национализма ,М. Институт русской цивилизации, 2008, с.357 ). И еще: «Объединенными усилиями стремитесь к истинному просвещению в духе веры Христовой и экономической взаимопомощи и поддержке.» (Там же, с.358)

Харьковский СРН намерен и впредь осуществлять свою просветительскую деятельность, чтобы навязанные еще с начала ХХ века стереотипы и клише политических противников русского традиционализма в будущем не давали рецидивов «погромного навета» на русское патриотическое движение и его заслуженно уважаемых исторических деятелей. А безответственные клеветники должны быть готовы дать ответ за свою историческую безграмотность и русофобские выходки в суде.

Пресс-служба Харьковского отдела СРН
15.10.2010
Материал подготовил Зарубин О.В., председатель ХО СРН


Обращаемся к читателям, поддерживающим нашу позицию.

ХСРН успешно начал сбор подписей и обращений от патриотических организаций в местные органы власти о восстановлении памятной доски А.С. Вязигину.

Убедительная просьба оставлять свои подписи в поддержку этого начинания через форму ввода комментариев внизу статьи, указывая свои фамилию, имя, отчество, место проживания (страна/город), род деятельности.

Представителей общественных организаций, готовых оказать помощь официальными письмами от их лица, просьба согласовать с нами оптимальный вариант их подачи, связавшись по адресу: srn.kharkov@gmail.com или по телефонам, указанным на сайте СРН.

Спаси Вас Христос.