С 21 сентября по 14 октября 2014 г. прошел Крестный ход по Сербии, по благословению Святейшего Патриарха Сербского Иринея. Поучаствовать в нем меня пригласила русская женщина, москвичка Екатерина, с которой познакомились в Великорецком Крестном ходе минувшим летом.
Я сразу решил, как бы тяжело не было, но икона Божией матери "Донская", прошедшая множество российских дорог и бездорожья, будет участвовать в этом Крестном ходе. Подошел практически пустой рейсовый автобус до Москвы, и мне не пришлось класть святыню в багажное отделение вместе с сумками и чемоданами. Икона ехала на пассажирском сиденье рядом, и это согревало мне душу и внушало уверенность, что раз начало пути успешное, то и Крестный ход пройдет благополучно.
До Белграда предстояло лететь авиарейсом. Вес иконы –15 килограммов и носилок около 30. Совершенно незнакомые люди – сотрудники аэропорта пошли на уступки. Обошлось без дополнительной платы за груз. Конечно, как человек верующий я увидел в этом особый знак Божьего благоволения и заступничества Царицы Небесной.
В Белграде встретили сербы по русскому обычаю хлебом-солью. Это были представители русских организаций и сербы. Лица некоторых встречающих оказались знакомыми. В 2013 году сербы принимали участие в Крестном ходе из Санкт-Петербурга в Екатеринбург и Великорецком Крестном ходе. В этом же пути, кроме хозяев территории, с нами шли украинцы из Луганска, представители творческой интеллигенции.
18 сентября состоялось открытие памятника Русским воинам в крепости Калемегдан в Белграде. В церемонии открытия монумента в виде креста принял участие Святейший Патриарх Сербский Ириней, митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, другие высшие представители Сербской Церкви, а также президент "Российских железных дорог" Владимир Якунин, возглавляющий "Фонд Андрея Первозванного". Выступивший на церемонии открытия памятника русским и сербским героям, погибшим при обороне Белграда, президент Сербии Томислав Николич подчеркнул, что братство двух народов ознаменовано совместной борьбой за свободу. Мне как представителю русского православного казачества было приятно, что была восстановлена историческая справедливость и отдана дань памяти героям, чьи имена и подвиг были на долгие годы забыты.
Собственно и наш Крестный ход был посвящен страданиям русского и сербского народа в Первой мировой и Великой Отечественной войнах, жертвам конфликтов в Косово. Утром в день великого двунадесятого праздника Рождества Пресвятой Богородицы после литургии и молебна отправились в Крестный ход, продлившийся больше месяца. Впереди несли иконы Божией Матери "Донская", "Песчанская", "Порт-Артурская", Царя Мученика, царевича Алексея. В Крестном пути участвовало около 30 человек, из них половина русских, также и с Украины. В городах и селениях Крестный ход ощутимо пополнялся верующими. В пути мы молились о том, чтобы братские народы не топили друг друга в крови, чтобы прекратились братоубийственная война в Новороссии. На протяжении всего пути звучала Иисусова молитва, молитва Пресвятой Богородице, молитва по соглашению.
В первый день прошли по Белграду, любуясь красотой столицы Сербии. А потом передвигались в основном по гористой местности, и путь, включающий около двух десятков населенных пунктов, был трудным. Впрочем, сложной была дорога не только потому, что нам, жителям равнины, было непривычно преодолевать горы, но из-за риска. Так по земле мусульман мы проезжали на машинах, не рискуя быть подстреленными. Вел нас проводник, но казалось сама Матерь Божия была проводником. Сербы не отходили от иконы Донской Божией Матери, непрестанно славили ее и пели молитву Богородице. Где бы мы ни проносили икону, верующие находили нас и приходили приложиться к иконе. Думаю, что каждый из нас чувствовал в своем сердце Божию благодать.
На другой день пошел стеной ливень. Нам сказали, что дорогой по маршруту, указанному в маршрутной карте, мы не пройдем. И все же мы пошли. Паломников сопровождал меняющийся транспорт, куда приходилось перегружать иконы, вещи паломников. Это доставляло определенные неудобства, хотя после пройденных сотен километров теперь пережитые трудности и неудобства кажутся обычными. Конечно, благотворно действовал необыкновенно чистый горный воздух. Ночлег снимал чувство усталости. Погода была благоприятной: плюс 15-17 градусов.
Крестный ход по местам расстрелов в Сербии проводится традиционно. Встречали поклонные кресты, установленные в местах крупных захоронений жертв массовых репрессий. Маршрут был спланирован так, что мы проходили по территории концлагерей, где были замучено множество людей. В этих местах служили молебны и панихиды по усопшим воинам. Побывали на русском кладбище, где захоронены русские добровольцы, воевавшие за Сербию в начале 1990-х годов. Ездили и на высотку, так местные жители называют гору, которая осталась не разминированной. Мы молились Господу об упокоении душ убитых и похороненных здесь людей и чувствовали, что молитва – это связь с теми, кто когда-то жил на этой земле, а ныне смотрит на нас, пребывая в вечности. Были в нашем пути и подвижники. Запомнился отец Корнилий из Никитинского монастыря Ярославской епархии. Он почти всю дорогу шел босиком по каменистой местности.
В памяти остались доброта и сердечность сербов. Везде нас принимали тепло, делились пищей и кровом. В городе Соко-Баня, раскинувшемся на склонах гор вдоль берегов небольшой горной речки, паломники остановились на ночлег в гостинице "Романов", названной в дань уважения династии Романовых. Уже одно это согрело наши сердца. Хозяин, его завали Горан, пригласил нас в домашнюю церковь, где отслужили молебен. Также было приятно посетить в одном из селений храм Царя-Мученика Николая, действующий под патронатом общины святых Царственных мучеников.
Произвел впечатление Вышеград – небольшой симпатичный городок, расположенный на берегу реки Дрина. Древний каменный пешеходный мост, построенный в 1571 году, по которому мы прошли с иконами - одна из достопримечательностей этого города. На последнем этапе пути состоялся митинг и Крестный ход против затопления храма Михаила Архангела, который пострадал во время сильного урагана.
Святая гора Афон
За свой нелегкий молитвенный путь мы отчасти уже получили вознаграждение, потому что после окончания Крестного хода представители Правительства Сербии поспособствовали тому, чтобы паломники посетили Афон. По всем складывающимся обстоятельствам это было невероятно, потому что пароходный путь был временно закрыт. И все-таки через несколько дней мы были на Святой горе – в сердце Вселенского и Русского Православия. Афон, во всем христианском мире издревле считающийся Уделом Божией Матери, оставил в моей душе непередаваемое благодатное впечатление. Как будто побывал в раю... Особые чувства вызывало и то, что икона "Донская", обойдя весь полуостров, побывала на Афоне.
Мы сразу же посетили Хиландар – древний монастырь в северо-восточной части Афонского полуострова. Духовную поддержку ему оказывает Сербская православная церковь, поскольку Хиландар является одной из самых значимых сербских святынь. Рядом с особо почитаемой здесь иконой Божией Матери "Троеручица" поставили нашу казачью "Донскую", а потом занесли в алтарь. Мы поклонились многочисленным чудотворным афонским святыням, помолились и получили рецепты духовного исцеления от афонских старцев. Все это, как и тысячу лет назад, было и остается чаемым стремлением каждой славянской православной души. И все это счастливо, по великой Божией милости, выпало на нашу долю.
Афон запомнился не только многочисленными святынями, но и поистине удивительной историей. В один из дней ко мне подошел монах и поздоровался. Он сказал, что сразу же узнал меня как организатора и руководителя Крестных ходов Липецк-Задонск. Афонский монах оказался липчанином. В Крестном ходе к Тихону Задонскому он участвовал всего лишь раз. Сподвигло на путь желание бросить курить. Когда Крестный ход пришел в Задонскую обитель, этот человек остался в монастыре трудником, затем стал послушником, а потом промыслом Божиим попал на Афон. Живет в здешнем монастыре около года.
Конечно, многие меня спрашивают, что я вынес для себя, неоднократно побывав в многочисленных длительных Крестных ходах по территории России, Украины, Сербии. Отвечу так: вездеприсутствие Божие. Конечно, нужно паломничать и путешествовать, если есть такая возможность, но Божия благодать везде. Думаю, как и многочисленные паломники ощущаю благоговение и помощь Богородицы уже после первого дня пути в нашем местном Крестном ходе Липецк-Задонск. Главное – вера и молитвенный настрой. И тогда в пути, и теперь по прошествии времени, вспоминаю слова преподобного Серафима Саровского, который о своей Дивеевской обители говорил что все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев! К мудрости великого святого разве можно что добавить...
Юрий Берников
Председатель православной общины Святых царственных мучеников
Липецк-Белград
Община Святых Царственных Мучеников просит ваших святых молитв и просит помощи для проведения Крестных ходов по России. Ваши пожертвования направляйте на имя Берникова Юрия Николаевича, председателя общины Святых Царственных Мучеников, номер банковской карты 4276 8350 1234 3404