За последний год резко выросла доля россиян, выступающих за ограничение проживания в стране представителей отдельных национальностей, следует из опроса «Левада-центра». Рейтинг «нежелательных» этносов возглавляют цыгане (рост с 17 до 32%), китайцы (с 15 до 31%) и вьетнамцы (с 12 до 26%). «Если в целом уровень этнофобии за год вырос на 12 п. п., то частота выбора тех или иных «нерусских» позиций увеличилась в 1,5 раза. То есть спектр неприязненного отношения расширился», – говорит социолог «Левада-центра» Карина Пипия. Объяснить рост ксенофобии, по ее мнению, можно перенаправлением на коллективного другого раздражения, вызванного недовольством пенсионной реформой и ухудшением потребительских и социальных настроений.

Выросла (с 10 до 19%) и доля граждан, одобряющих идею «Россия для русских»Выросла (с 10 до 19%) и доля граждан, одобряющих идею «Россия для русских», которая снижалась с 2014 г. 39% опрошенных лояльно относятся к дискриминационным объявлениям о сдаче жилья или о работе (больше всего таких ответов в Москве – 63%). Кроме того, с 58 до 67% выросла доля респондентов, считающих, что правительство должно ограничивать приток мигрантов.

Разные объекты неприятия актуализируются в общественном мнении в зависимости от социально-политического контекста, поясняет Пипия: «Неприязнь к другим гражданам и шире – к государствам на фоне чемпионата мира по футболу демонстрировала позитивную динамику, чему косвенное свидетельство – заметное улучшение отношения к США и ЕС летом 2018 г. Эта внешняя ксенофобия в 2014–2017 гг. вытеснила этническую ксенофобию, распространенную до 2014 г. Теперь же на место негативного отношения к Западу возвращается базовая ксенофобия к этническим меньшинствам».

Можно говорить о росте ксенофобных настроений, это не случайное отклонение, подтверждает директор центра «Сова» Александр Верховский: «Возможно, это связано с ожидаемыми экономическими трудностями. Беспокойство по этому поводу могло бы проецироваться на внешнего противника, но может и на этнически других. За счет растущих антизападных настроений как раз снижался уровень этнической ксенофобии, а сейчас, видимо, потенциал канализации негативных настроений на Запад исчерпался». С середины 1990-х гг. уровни антизападных настроений и ксенофобии зеркально отражают друг друга, поясняет эксперт: «Это может быть связано с тем, что антизападная агитация приобрела менее истеричные формы. Но дальнейший рост ксенофобии не обязателен: антизападные настроения вряд ли будут существенно понижаться, потому и места для роста этнической ксенофобии остается не так много». Запад и мигранты – два общепризнанных источника неприятностей для россиян, люди должны кому-то приписывать свои невзгоды, добавляет Верховский: «В 1990-е было виновато правительство, но на Владимира Путина вина не возлагается. А может ли популярность президента настолько снизиться, чтобы это произошло, тоже не ясно».

Источник: Елена Мухаметшина / Ведомости

+ + +

Комментарий М.В. Назарова

Разумеется, автор статьи г-жа Мухаметшина и процитированные ею "эксперты" Карина Джаниеровна и Александр Маркович очень озабочены неблагополучной тенденцией в состоянии столь любимого ими русского народа: как бы у него не произошло восстановление опасного для них и для власти национального самосознания вместо заботливо пестуемого государственного "интернационализма" (ранее советского, теперь россиянского). Данных "экспертов" не безпокоит состояние их собственных народов и их поведение в РФ.

Между тем, отмечаемый в этом соцопросе "экстремистский тренд" в сторону лозунга «Россия для русских» объясняется не некоей "переориентацией" народа в результате "мундиаля", а тем, что власть в РФ не желает переориентации в своей национальной политике, согласно которой желать восстановления достойного места державообразующего русского народа в государстве могут только "придурки". Против них с нарастающим темпом работает статья 282 УК и органы по "борьбе с экстремизмом". Уголовные дела вопреки статьям 28 и 29 о "свободе мнений и убеждений" конституции РФ возбуждают по смехотворным поводам: за высказывания мнения в соцсетях, за "перепосты" картинок, за сомнения в цифровой истинности "Религии Холокоста".

Дошло до провокационного создания "экстремистских организаций" для вовлечения туда молодежи с целью превентивного выявления и осуждения потенциально "опасных". Таково нашумевшее в СМИ дело "Нового величия", которое даже в "Википедии" харкетеризуется как «организация, созданная в Москве в декабре 2017 года в результате провокации спецслужб, члены которой обвиняются следствием в организации экстремистского сообщества и планировании захватить власть в России путём государственного переворота» («Провокация ЦПЭ МВД: Дело «Нового величия»)

Не удивляет в таблице "Левады-центра" и рост негативного отношения россиян к "украинцам": с 8 % в 2017 г. до 17 % в 2018 г. желающих «ограничить их проживание в России». Это прямой результат продолжающегося расчленения триединого русского народа на никогда не существовавших в национальном значении "укранцев" и т.д. При этом, как справедливо и часто отмечает Игорь Друзь, жертвам большевизма и нынешней укроамериканской русофобии приписывается "национальный характер".

Все большее недоумение даже у таких видных деятелей СМИ, как главный редактор МИА «Россия сегодня» Маргарита Симоньян, вызывает «вопрос, задать который у нас могут себе позволить только люди с нерусскими фамилиями, иначе есть риск оказаться обвинённым в страшном русском национализме. Это, возможно, прозвучит странно от этнической армянки, но я абсолютно не могу понять, почему русские люди стесняются давать гражданство русским на том основании, что они русские?.. Почему Россия должна стесняться давать гражданство по этническому принципу? Русским, своим – русским, оставшимся там. Я об этом пишу, говорю, и, поверьте мне, в самых высоких кабинетах, в каких доводится иногда бывать... Я не вижу объяснений…» ("«Национальность? Не для русских").

Объяснение есть и оно очень простое. Правящий слой в РФ, сформировавшийся на разграблении советского "общенародно-государственного достояния" путем двух государственных переворотов (1991, 1993) – «российско-американской совместной революции», понимает, что русский народ всей своей традиционной культурой не приемлет сложившееся положение и потому представляет собой потенциальную опасность для олигархической власти. Но эта власть, озабоченная прежде всего сохранением своего компрадорского строя, не желает понимать, что именно она ‒ главный источник пресловутого "экстремизма". Подробнее об этом: «"Россия для русских" – или Россия для нерусских?»

МВН

В России резко выросли ксенофобные настроения