Представляем ниже подборку дискуссионных материалов о Русском Марше 2018 года. Информация о них самих размещена в конце. Сначала предлагается обсудить две критических публикации уважаемых авторов (о. Димитрия Ненарокова и И.Б. Иванова). Во многом можно согласиться с ними, поэтому давно и не участвует в таких маршах отдельной колонной Московский отдел СРН, который в решил этот день принимать участие в Крестном ходе по Бульварному кольцу (даже после его запрета властями). Тем не менее, кажется необходимым кое-что уточнить в комментариях.

СВЯЩЕННИК ДМИТРИЙ НЕНАРОКОВ: ПОЧЕМУ Я НЕ УЧАСТВУЮ В РУССКОМ МАРШЕ...

1. Единственной формой "марша" считаю Крестный ход. Сами по себе "марши" восходят к нацистским факельным шествиям и большевистским майским демонстрациям и "красным" феминистским сборищам, что неприемлемо по определению.
Крестные ходы же в течение последних 70 лет проводятся по "высочайшему благословению" и весьма редко. Да и сам их формат никак не подразумевает свободного народного вероизъявления и покаяния.

2. Считаю, что "Русские марши", абсолютно подобны всем подряд митингам, забастовкам, сходкам, стачкам, демонстрациям и другим проявлениям смуты, чуждой православному духу.

3. Как и все вышеназванные мероприятия, "марши" провокационны по сути. Рассчитаны на легковерных, легкомысленных, недалеких людей, наивно полагающих, что их увидят, услышат, поймут либо испугаются... На самом деле "марши" нужны прежде всего действующей власти, против которой они направлены — все это лишь свисток, снижающий избыток давления в наэлектризованном, озлобленном обществе.

4. Провокационность "Русских маршей" заключается еще и в том, что это является наилучшей возможностью для соответствующих курирующих структур отследить конкретно каждого участника сего "парада" и "поставить на карандаш" для последующих разборок в индивидуальном порядке, к чему подавляющее большинство участников не готовы ни морально, ни психически.

5. Подобные мероприятия есть не что иное, как парад тщеславия: люди приходят показать себя своей же тусовке, кучкующейся ради узкополитического интереса.

6. Социальная несправедливость, бедность, бесправие — это Божие попущение за нераскаянные тяжкие грехи всего народа. И это просто безумие — полагать, что положение можно исправить посредством выкриков с трибуны, скандирования лозунгов и предъявления требований. Глобальному улучшению жизни, установлению порядка и процветания предшествует процесс духовного выздоровления. "Без Мене не можете творити ничесоже" (Ин 15,5 ), — духовный закон непреложен.

7. Будучи убежденным монархистом, однозначно считаю, что, несмотря на наличии в обществе множества добрых русских людей-единомышленников, монархического движения как такового пока нет и быть не может. Пестрые разноголосые партии, группы и движения, именуемые монархическими, управляемы всевозможными провокаторами, и потому постоянно находятся в непримиримой вражде друг с другом.

Призываю духовно сплотиться в молитве за Русь и за русский сиротствующий народ; будем просить приложения веры и сплочения в единый духовный монолит. В нашей соборного молитве — и только в ней — залог нашего будущего единства.

https://vk.com/club67640986

Комментарий МВН

Позволю себе несколько замечаний по тексту уважаемого о. Димитрия. Мне кажется, что при всем неприятии нынешнего удручающего и разношерстного облика Русских маршей, всё же не следует выплескивать вместе с водой и ребенка в категорическом неприятии такой активной формы общественного поведения.

Мне кажется перегибом утверждение, что «Сами по себе "марши" восходят к нацистским факельным шествиям и большевистским майским демонстрациям и "красным" феминистским сборищам, что неприемлемо по определению». То есть таковы сами марши якобы по своему происхождению, причем о "красных" (?) феминистских сборищах впервые слышу. Однако дальше о. Димитрий пишет о другом, менее экстремистском, их соответствии: «"Русские марши", абсолютно подобны всем подряд митингам, забастовкам, сходкам, стачкам, демонстрациям и другим проявлениям смуты, чуждой православному духу». ‒ Но почему же это сводить только к смуте, чуждой православному духу? До революции Союз Русского Народа и другие черносотенные организации устраивали не только крестные ходы, но и шествия, верноподданнические манифестации по важным поводам. Есть и у нас сегодня масовые митинги, совсем не чуждые православному духу: например, в царские дни, в дни памяти жертв коммунистического режима, в защиту политзаключенных, с протестами против неправедных деяний власти для привлечения общественного внимания - и это остается единственным средством при отсутствии доступа в СМИ. В русской эмиграции духовенством РПЦЗ благословлялись традиционные митинги перед советскими посольствами в День непримиримости с революцией. Можно представить себе и в наши дни проведение Русского марша как манифестацию-напоминание державообразующего народа, верного исторической России - ничего плохого в этом не было бы.

Далее: «"Марши" провокационны по сути. Рассчитаны на легковерных, легкомысленных, недалеких людей, наивно полагающих, что их увидят, услышат, поймут либо испугаются... На самом деле "марши" нужны прежде всего действующей власти, против которой они направлены — все это лишь свисток, снижающий избыток давления в наэлектризованном, озлобленном обществе». ‒ Но разве перечисленные мною примеры "провокационны"? Разве это не искреннее стремление большинства участников выразить свою оценку тем или иным событиям и дать четкое отношение к проявлениям зла, что очевидно в истоке Русских маршей? И причем тут "в свисток"? Также и в советское время смельчаки выходили на площадь с протестами вовсе не потому, что надеялись быть услышанными властью, которая их "испугается", а по велению совести, рискуя своей свободой. Совесть иногда диктует именно это: "Жить не по лжи!".

Поэтому не могу принять и такой аргумент: «Провокационность "Русских маршей" заключается еще и в том, что это является наилучшей возможностью для соответствующих курирующих структур отследить конкретно каждого участника сего "парада" и "поставить на карандаш" для последующих разборок в индивидуальном порядке, к чему подавляющее большинство участников не готовы ни морально, ни психически». ‒ Странный трусливый аргумент. Новомученики его отвергли бы даже в то расстрельное время, если бы о. Димитрий предложил им отказаться от открытых протестов в защиту Церкви. Тем более что сегодня в "последующих разборках в индивидуальном порядке" никому расстрел не грозит.

«Подобные мероприятия есть не что иное, как парад тщеславия: люди приходят показать себя своей же тусовке, кучкующейся ради узкополитического интереса». ‒ Да, такие деятели есть в избытке. Но разве ими исчерпывается состав таких митингов?

«Социальная несправедливость, бедность, бесправие — это Божие попущение за нераскаянные тяжкие грехи всего народа. И это просто безумие — полагать, что положение можно исправить посредством выкриков с трибуны, скандирования лозунгов и предъявления требований. Глобальному улучшению жизни, установлению порядка и процветания предшествует процесс духовного выздоровления. "Без Мене не можете творити ничесоже" (Ин 15,5 ), — духовный закон непреложен». ‒ А почему о. Димитрий полагает, что такие протесты направлены только на "социальную несправедливость" и уходят в "выкрики" и "требования"? Разве нет более серьезных ‒ духовных ‒ причин в упомянутых мною случаях общественных акций, направленных именно на призыв к духовному оздоровлению, к пробуждению наших соотечественников, хотя бы давая им пищу для размышления? В частности, СРН при участии в таких мероприятиях всегда распространял на них листовки и брошюры с целью просвещения и разношерстных участников, и прохожих. Мы раздавали наши листовки даже в милицейском обезьяннике после задержания ОМОНом на Крестном ходе в 2008 году.

«Будучи убежденным монархистом, однозначно считаю, что, несмотря на наличии в обществе множества добрых русских людей-единомышленников, монархического движения как такового пока нет и быть не может. Пестрые разноголосые партии, группы и движения, именуемые монархическими, управляемы всевозможными провокаторами, и потому постоянно находятся в непримиримой вражде друг с другом». ‒ Но что о. Димитрий предлагает вместо этого? Значит, ничего не надо делать? Малограмотная пестрота и провокаторы были и будут всегда. А разобраться в том, кто провокатор, а кто нет, кто заблуждается, а кто отстаивает истину, ‒ священнику трудно? Или вообще не надо в этом разбираться, а проще огульно всех заклеймить? Ведь и в "мiровом христианстве" в наше время гораздо больше еретических, сектантских, разрушительных структур и течений, ‒ что же, и нам отказаться от утверждения Истины и объъявить о том, что Христианства больше нет и оно невозможно?

«Призываю духовно сплотиться в молитве за Русь и за русский сиротствующий народ; будем просить приложения веры и сплочения в единый духовный монолит. В нашей соборного молитве — и только в ней — залог нашего будущего единства». ‒ Это правильно. Но разве перечисленные мною примеры подобных митинговых общественных действий, в отличие от нынешнего Русского марша, противоречат духовному сплочению в молитве?

И.Б. ИВАНОВ: О "ПАРАЛЛЕЛЬНОМ" РУССКОМ МАРШЕ

В сетевой переписке мне заметили, что помимо "плохих" "Русских" маршей, в последние годы традиционно собирающих самое дно национал-предателей, псевдопатриотических извращенцев и профессиональных провокаторов, 4 ноября будет проводиться и параллельный, "хороший", Русский марш, на котором в т.ч. будет выражена поддержка Новоросии и заявлен протест против её "слива"... 

Уважаемые господа патриоты. Проводить какие-либо "параллельные" заукраинцам-недонацистам РМ - либо глупость, либо провокация сознательная. Ибо тем самым идея Новороссии и её сторонники ставятся на одну доску с маргиналами, предателями и провокаторами. И переводятся из разряда Общенационального Русского дела в разряд точно такой же маргинальщины. А совместное марширование-единение "за Новороссию" в компании с "православными" (и просто) сталинистами, да лидерами, призывающими единяться с КПРФ во всяких там ПДС НПСР, как это было на предыдущих "хороших РМ" - ещё один удар по той самой Новороссии (аплодисменты им из Госдепа и от "укропов" за подыгрывание западной пропаганде, неустанно обвиняющей Россию и русских якобы в стремлении реанимировать коммунизм и ГУЛАГ). 

Да, русским нужен и свой политический форум и общественно-политические акции, на которых можно было бы заявлять свою позицию. Но "Русские" марши, в том уродливом виде, в каком они проводятся в последние годы - явно для этого не годятся. Не надо пытаться слиться с потоком заведомого дерьма, даже и "параллельно", отдельной от него колонной. От дерьма нужно просто отойти в сторону. Перевожу: лидерам русского патриотического движения, если они вообще в РФ существуют, нужно перестать катиться по проложенной для них провокаторами колее "РМ" и срочно менять формат, предлагать людям новые, принципиально иные, "площадки" для выражения патриотической позиции. В Славянске в 2014 году разве не был своего рода "Русский марш"?

И.Б. Иванов
https://pereklichka.livejournal.com/1406152.html

Комментарий МВН

По сути соглашаясь с уважаемым Игорем Борисовичем, мужественным защитником Новороссии, немного возражу. Мне кажется, что он, видимо в спешке, тоже не совсем точен в высказываниях при виде удручающей действительности. Согласен с ним в целом, что нынешние Русские марши даже на Октябрьском поле излишне крикливы, пестры и "уродливы", в том числе и тем, что в них частично участвуют красноватые патриоты и сталинисты. Тем не менее, следовало бы подчеркнуть, что его критика относится именно к содержанию нынешних Русских маршей, а не к самой форме подобных публичных акций в принципе. Ведь Игорь Борисович пишет далее: «Да, русским нужен и свой политический форум и общественно-политические акции, на которых можно было бы заявлять свою позицию». И разве это не предложение "параллельных" общественных акций? Разве можно к ним отнести суждение: «Проводить какие-либо "параллельные" заукраинцам-недонацистам РМ - либо глупость, либо провокация сознательная. Ибо тем самым идея Новороссии и её сторонники ставятся на одну доску с маргиналами, предателями и провокаторами».

То есть, мне кажется, что следовало подчеркнуть: всё дело именно в облике и содержании нынешних "уродливых" Русских маршей и их соответствующих организаторах, а не в самой такой форме выражения своей позиции.

РЕПОРТАЖИ ЛИБЕРАЛЬНЫХ И ЕВРЕЙСКИХ РЕСУРСОВ

Они, как всегда, опережают информацию с патриотических сайтов, но воспроизводим ее тут именно как иллюстрацию того, что в нынешнем виде Русские марши используются для дискредитации патриотической оппозиции. Информация только по Москве.

"Русский марш" в Люблино

На "Русский марш" в Люблино, организаторами которого выступили Ассоциация народного сопротивления (АНС), Комитет "Нация и свобода" (КНС) и Национал-революционный авангард (НРА), собралось, по подсчетам наблюдателей центра "Сова", не более 150 человек (в 2017 году - около 200). Помимо перечисленных организаций, в шествии участвовали представители "Экологического авангарда" и Национальной организации русской молодежи (НОРМ), а также православные хоругвеносцы (отделившиеся от СПХ).

Еще до начала шествия были задержаны Дмитрий Карасев (лидер АНС), Павел Лебедянский (лидер НРА) и Никита Зайцев (АНС). Во время прохождения через рамки металлоискателей были задержаны Андрей Народный (Беляненко), Анастасия Медникова (КНС), Алексей Воронцов и Марк Отвельнов, а после митинга - несовершеннолетний участник акции "Бессрочный протест". 

Сотрудники полиции не пропустили на марш баннеры КНС "За национальное и социальное государство" и "Долой диктатуру!", а также флаги и повязки с соколом Рюрика.

Шествие по традиции возглавляли хоругвеносцы, за ними шли представители КНС с баннерами "Нет политическим репрессиям", имперскими флагами и плакатом "Китай, вон из Сибири", далее следовала объединенная колонна АНС, НРА, экологов и НОРМ с баннерами "За хлеб и свободу нашего народа", "Не забывай свои корни" и черно-зелеными флагами, общими для многих групп этой колонны.

По ходу шествия марширующие скандировали: "Империя, люстрация, десоветизация", "Свободный, социальный, национальный", "Нация и свобода", "Отменить 282", "Довольный народ без власти господ", "Нация, свобода, социализм", "Заучи как дважды два, лишь борьба дает права", "Слава России", "Не забывай свои корни", "Госдуму, власть, правительство, центр "Э" к чертям собачьим", "Мы ненавидим правительство", "Один за всех и все за одного", "Жизнь и свободу русскому народу", "Сибирь будет русской", "Дальний Восток будет русским", "Москва будет русской", "Россия - это Европа", "Долой, долой, долой чекистский строй", "В борьбе обретешь ты право свое", "Жулики и воры, пять минут на сборы", "Дембель неизбежен" и т. д. Звучали призывы освободить задержанных ранее Карасева, Лебедянского, Зайцева и Народного, а кроме того, осужденных Дмитрия Демушкина и Александра Белова, находящегося под арестом лидера "Черного блока" Владимира Ратникова, фигурантов дела "Нового величия" и "всех политзаключенных".

Шествие закончилось митингом, который вел Михаил Пулин (АНС). На митинге выступили Георгий Шишков (КНС), начавший свое выступление словами "нас несколько мало, но это больше, чем ничего", Василий Хреннаков (АНС), пожаловавшийся на то, что Россию "душат мигранты, приехавшие с Кавказа и Азии", Анастасия Зиновкина, прочитавшая речь задержанного Андрея Народного, и Михаил Полежаев (Национал-революционное объединение "Вольная Русь"). Остальные выступавшие не называли своих фамилий и представились как "камрад Никита" (НРА), "соратник Даниил" ("Бессрочный протест"), "соратник Мирослав" (КНС) и "соратник Даниил" ("Черная фаланга"). В заключение была объявлена минута молчания в честь "павших правых соратников". 

На акции присутствовал один из экс-лидеров "Новой оппозиции" Марк Гальперин, который вел трансляцию происходящего.

Отметим, за право проведения марша в Люблино с организаторами этого шествия боролась другая коалиция националистов во главе с "Правым блоком". В течение нескольких недель перед маршем эти два центра подготовки акции изливали друг на друга потоки обвинений в сотрудничестве со спецслужбами. Заявки подавали оба блока, однако согласования смог добиться только блок АНС и КНС. Накануне "Русского марша" лидер проигравшей коалиции Иван Белецкий ("Правый блок") в социальных сетях призвал своих сторонников прийти в Люблино за два часа до начала согласованной акции для "перехвата инициативы на кураторском марше". Но к назначенному времени почти никто из сторонников Белецкого не пришел. Сами соратники "Правого блока" утверждали, что перехвата не произошло не из-за их малочисленности, а по вине полиции, не пропустившей символику "Правого блока", и малочисленности акции в целом. В итоге из соратников Белецкого на марше мы заметили всего несколько человек, включая Илью Сотникова ("Воля нации"), Дмитрия Михайлова (Институт национальной политики) и человека, представляющегося как "Daniel Greek" ("Черная фаланга"). Утром сотрудники правоохранительных органов задержали Владимира Бурмистрова ("Правый блок") и пытались проникнуть в квартиру Дмитрия Голикова ("Правый блок"). 

"Русский марш" на "Октябрьском поле"

Марш по традиционному маршруту от метро "Октябрьское поле" до метро "Щукинская" был организован Постоянно действующим совещанием Национально-патриотических сил России (ПДС НПСР) и русским национальным фронтом (РНФ), причем активнейшую роль в мероприятии, также по традиции, играли Партия "Великая Россия" и преемники (но без соответствующей символики) запрещенных Народного ополчения им. Минина и Пожарского (НОМП) и Армии воли народа (АВН).

Группы участников, непосредственно ассоциирующиеся, судя по символике, именно с указанными организациями, насчитывали примерно по 30 человек. В марше в общей сложности участвовало, по подсчетам наблюдателя центра "Сова", около 320 и точно не более 350 человек, то есть лишь чуть менее, чем в 2017 году. Помимо уже названных организаций и коалиций, в мероприятии приняли участие другие организации, группы которых вместе с примкнувшими к ним другими участниками, насчитывали около двух десятков человек каждая:

- Союз православных хоругвеносцев (СПХ), который, как всегда, шел впереди (впрочем, возглавлял шествие человек с большим имперским флагом);

- Группа представителей разных православно-патриотических групп с пестрым набором флагов и баннером против гей-парадов и "растления детей", в которой был замечен протоиерей Всеволод Чаплин;

- Русское имперское движение (РИД) и клуб "Имперский легион", к которым примкнули нереестровые казаки из Страстной сотни;

- "Черная сотня" [Штильмарка].

Собравшиеся несли большие баннеры "Русский марш", "За национальную и социальную справедливость", "Русская власть - царская власть", "Долой власть олигархов" (баннеры РНФ), "Коррупционерам и олигархам - тюрьма!" (ПДС НПСР и РНФ), "За Русь православную без кощунства и орды" (РИД), "Наш выбор русская власть", "Национализация по-русски - Вернуть и преумножить", "Лживые выборы - преступная власть" ("Великая Россия"), а также "Не в силе Бог, а в правде. За землю русскую", "Вернём себе Россию! Царь Иван Грозный", "Прости нас, Государь!" и другие.

Участники несли имперские флаги с разными надписями (больше всего их было у сторонников ПДС НПСР и РИД), собственный флаг "Великой России", а также отдельные флаги за Россию без абортов и сухой закон; красно-черный флаг с надписью "1-й ударный отряд" нес РИД; были замечены также личные флаги царя Алексея Михайловича (синий вертикальный крест с белыми и красными полями по диагонали). Участники несли портреты заключенных националистов, а также погибших боевиков ДНР и ЛНР. Полиция не разрешала пронести на марш небольшой по размеру флаг Новороссии, но в результате такие флаги были тоже.

Ближе к концу шествия Кирилл Мямлин ("Институт высокого коммунитаризма") и за ним Елена Рохлина (ПДС НПСР) скандировали кричалки:

"Русский марш - русофобов на фарш", "Русский порядок на русской земле", "Русским - русская страна, отменить 282", "Свободу политзаключенным", "Хочешь жить без кровососов - прогони единороссов", "Единство нации - конец оккупации", "Киев - русский город", "Москва - русский город", "Наше поколение - за сопротивление", "Русская доля - правда и воля, удел россиян - страх и обман", "Свободу полковнику Квачкову", "Скажем дружно этой швали: вы нас всех уже достали", "Власть - на суд народа", "Верное решение - правое (русское) движение", "Нет исламизации - слава русской нации", "Народ, не спи: избрал - суди", "Сегодня мигранты, завтра - оккупанты", "Слава Христу - смерть антихристу", "Олигархов в тюрьму за оккупацию и насилие над русской нацией", "России - русскую власть", "Полиция, не служи оккупантам, служи народу", "Русский значит трезвый", "Долой власть чекистов" и другие.

Митинг по окончании шествия вел Владимир Филин ("Движение за национализацию и деприватизацию", РНФ), сам он резко критиковал власть и наравне с ней - финансовый капитал и заявил, что "власть дождется русского бунта, а он страшен". Ораторы в большинстве своем высказывались довольно радикально. Кирилл Мямлин во всех бедах обвинил "ту секту, которая всех называет гоями", и призвал к восстановлению отсутствующего, по его словам, конституционного порядка. Александр Холин (главный редактор журнала "Атаман", член Союза казачьих войск России и зарубежья, СКВРиЗ) после слов о том, как "царя-удержителя принесли в жертву сатане" провозгласил, что царь жив и НОМП существует. Александр Штильмарк ("Черная сотня") обличил "поганую власть" в том, что она сознательно "отдала десятки миллионов русских жидобандеровцам".

Выступали также не представившийся представитель СПХ, Елена Рохлина, Юрий Екишев (бывший НОМП), Сергей Смирнов ("Великая Россия"), Павел Васильев (московское отделение РИД). В результате конфликта между протоиереем Всеволодом Чаплиным и представителем одной из ветвей Истинно-православной церкви не выступили оба.

Резолюцию митинга в заключение предложил Андрей Савельев, лидер "Великой России". Резолюция констатировала, что действующая власть - самозваная и антиконституционная - попирает российскую традицию. Далее предлагалось отстранить от власти всю правящую верхушку и создать переходное правительство из людей, не имевших отношения к постсоветской власти. Это правительство должно провести выборы на беспартийной основе, не допуская до участия деятелей нынешних зарегистрированных партий. Новая власть должна отменить все либеральные реформы, начиная с приватизации, конфисковать имущество нынешних чиновников и олигархов. Предполагается также освободить всех политзаключенных и посадить тех, кто их сажал, от полицейских до экспертов. Для реализации всей этой программы резолюция обращалась к служащим вооруженных сил и правоохранительных органов. Резолюция была встречена криками "Любо!".

На марше был задержан полковник ВС в запасе Михаил Шендаков, несший плакат с фотографиями Путина и крысы и надписью "Пора травить крыс!".

[Видео: http://velikoross.org/133272-russkij-marsh-moskva-04-11-2018-video.html ]

Несостоявшийся крестный ход у камня Страстного монастыря на Пушкинской площади

Представители движения "Сорок Сороков" во главе с Андреем Кормухиным собрались 4 ноября в сквере у памятника Пушкина. Накануне в социальной сети "ВКонтакте" они активно призывали присоединиться к крестному ходу 4 ноября 2018 года у памятного камня Страстного монастыря. 

Судя по всему, разрешение на проведение крестного хода должна была получить община Страстного монастыря, базирующаяся в храме Успения Пресвятой Богородицы в Путинках. На сайте общины было опубликовано объявление о проведении крестного хода, и представители "Сорока сороков" решили присоединиться к акции. В назначенное время Андрей Кормухин с небольшой группой единомышленников (до 20 человек) собрались у камня. Вскоре появились представители общины (20-30 человек), и тогда выяснилось, что разрешение на проведение крестного хода не было получено. Собравшиеся приняли решение ограничиться чтением акафиста. К группе молящихся присоединились и случайные прохожие - в целом в мероприятии участвовало до 80 человек.

https://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/news/racism-nationalism/2018/11/d40240/

(информация будет дополнена)