Почему официальный Симферополь внезапно отказался от названия, корни которого уходят в глубокую древность
Недавнее единогласное переизбрание Сергея Аксенова главой республики не стало неожиданностью. Депутаты Госсовета вели себя до предела предсказуемо.
Куда как круче интрига развернулась вокруг возможного изменения официального названия полуострова. Причем идею сразу же оболгали. Правительственные медиа Симферополя начали вопить о «бессмысленном переименовании Крыма в Тавриду». На самом деле, никто не говорит о замене обозначений. Предложение звучало как «Республика Крым-Таврида». Однако буквально взвились против нового имени номенклатурные VIP-ы, объединившиеся с пятой колонной меджлиса*.
Итак, из истории вопроса. Первым инициативу вернуть Крыму дополнительное историческое название «Таврида» озвучил руководитель региональной национально-культурной автономии греков Иван Шонус. Его горячо поддержал Георгий Мурадов — вице-премьер правительства РК, он же постоянный представитель республики при президенте Российской Федерации. Георгия Львовича крымчане знают как мудрого, образованного и, главное, чрезвычайно дальновидного человека. По национальности армянин, он вовсе не склонен к личным политическим эскападам. То есть, общественность была уверена, что дополнение в названии республики одобрено Кремлем.
За возвращение исторического имени выступила экс-прокурор РК, депутат Госдумы Наталья Поклонская. Представитель исполнительной власти Крыма в Совете Федерации Ольга Ковитиди сказала, что вопрос о втором названии ставить можно и нужно.
«Я как русский человек, который хорошо знает историю Крыма, высказался бы за восстановление исторически справедливого названия полуострова — Таврида», — заявил член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, председатель Русской общины полуострова Сергей Цеков. Сенатор напомнил, что после издания Екатериной II манифеста «О принятии полуострова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской стороны под Российскую державу» этот край получил название Таврическая область. Естественно, под управлением князя Потемкина-Таврического.
«Я за то, чтобы дискуссия по этому вопросу велась. Учитывая, что Крым — это бренд, название, известное во всем мире, можно было бы назвать полуостров Крым-Таврида… В России уже существует подобный опыт, когда регионы носят несколько названий, например, Саха-Якутия или Северная Осетия-Алания», — убежден Цеков.
«Многие поддерживают название „Таврида“, — согласен председатель „Союза ветеранов русского движения Крыма“ Сергей Шувайников. — В Таврике крестился князь Владимир, в Тавриде утверждалась Россия. В Крыму утверждалась только Турция». Похожая позиция у известного симферопольского публициста и общественного деятеля Алексея Васильева: «Наш полуостров назывался Тавридой (Таврикой) более 21 века — в доимперский и в имперский период отечественной истории. Крымом же он был в три раза меньше — в годы Крымского ханства, и при Советском Союзе. Потому вернуть историческое имя „Таврида“ — уместно и справедливо».
Действительно, двойные названия республик в российской державе — нормально, культурно, исторично и, как говорится, на будущее. Осетия-Алания и Якутия-Саха никого не смущают. В самом Крыму слишком много той самой Тавриды, чтобы оставлять это без должного внимания. И тем более совершенно невероятной оказалась нервная реакция двух руководителей региона.
Внезапно и предельно резко потребовал «прекратить дискуссию» Сергей Аксенов. «Обсуждение темы по переименованию Крыма в Тавриду, двойному использованию исторических названий считаю необходимым прекратить. Подобные инициативы не нужны и не актуальны. В 2014 году на Родину — в Российскую Федерацию — вернулась Республика Крым. Это название мы должны сохранить. Давайте заниматься делом», — такое указание глава РК выставил на своей странице в соцсети.
Следом председатель Госсовета Крыма Владимир Константинов заявил, что не допустит появления второго официального названия Крыма до тех пор, пока будет спикером. Кстати, в минувшую пятницу Владимир Андреевич возглавил крымский парламент уже в четвертый раз, два срока отбыв при Украине.
«Я категорический противник вот этих идей. Считаю аморальными спекуляции на подобных вопросах. У нас в Крыму есть, чем заниматься, у нас колоссальный объём задач и проблем. Мы вот эти слова — „Республика Крым“ — выстрадали, они нам не просто дались. Для нас эти слова значат очень важное, прошли через сердце каждого. А второе: Крым после Крымской весны знает весь мир. А завтра спросите — Таврида — и мы будем все рассказывать, что когда-то это было. Ну зачем? — предупреждает Константинов. — Пока я спикер, этого не будет».
Очень похоже выступил влиятельный крымский политик, зампред комитета Госдумы по делам национальностей Руслан Бальбек.
На самом деле полуостров назывался Тавридой (Таврией, Таврикой), когда на его берегах селились еще древние греки. Сначала эллины окрестили так только южную оконечность современной республики, а в Средневековье Тавридой называли полуостров целиком. Современное название «Крым» стало широко использоваться с XV века. Предположительно, слово пошло от названия города Къырым, который был резиденцией хана Золотой Орды во время нашествия монголов на Причерноморье. Имеет тюркские корни и переводится как «ров».
«Властные представители татарской общественности, конечно, будут за Къырым. А герои Крымской весны-2014, те, что в „высоких кабинетах“, будут держаться за недавние заслуги. И конечно, их можно понять — размышляет журналист Алексей Васильев. — Но в многовековой героической истории нашего полуострова было много славных вёсен, лет и зим, которые прославили нашу землю. Неужели выпячивая свои весьма скромные заслуги, мы забудем о подвигах наших предках, которые ценой своей жизни закрепили на этой части Земли имя Тавриды?».
Агентство «Крыминформ» провело тематический опрос на Telegram-канале. Как минимум 50% респондентов выступили за историческое добавление к официальному названию. Однако внезапно Сеть заполнили комментарии противников. Вот типичные примеры. Аметов Сеитмамут: «А что поменяется при переименовании? Почему тогда Россию не переименовать в Московию?». Муслим Джамиев: «Двуглавый орел уже давно зажарился. Нет России, есть бандитская группировка…».
На аватарке Джамиева — подбитый советский танк и торжествующие душманы. Однозначно против выступила уроженка Ялты актриса Эвелина Бледанс: «Крыму не нужны дополнения. Это настолько мощное слово само по себе, настолько мощная энергетика идет от полуострова, что к нему еще что-то приписывать, я считаю, абсолютно не нужно».
Но есть и другое мнение. Свою позицию горячо высказали маститый крымский литератор Сергей Юхин и супер-популярный блогер Сандро Кириак (Александр Кирьяков). Последний пост Сандро собрал невиданную тучу лайков:
«#Таврида_яздесьживу и эта тема останется! Категоричных запретов и тем более такого шума с „требованием прекратить“ не нужно сейчас, а особенно из официальных документов. Запрещать нельзя.
Юхин всё чётко расписал и я с ним согласен:
1) Таврида — это абсолютно массмедийный отсыл к Екатерине Великой, Империи, державности и вообще. Владимир Таврический, да.
2) Это христианский маркер. Не Qırım, но Таврида
3) Идеологический задел на расширение территорий. Таврическая губерния — гораздо больше Крыма, там ещё есть временно оккупированные Украиной территории. Карта Таврической губернии, для услады глаз».
На старой таврической карте — это нынешняя Херсонщина, вся Днепропетровская область, Запорожский край и добрая треть Донбасса. Есть что вспомнить, есть куда шагать. Свою оценку ситуации дал еще один известный блогер, постоянный автор «Эха Москвы» Александр Горный:
«В наше время слово Таврида широко используется, и уже в российском Крыму мы видим появление новых объектов с этим названием — трасса „Таврида“, форум „Таврида“ и многое другое. Есть те, кто просто привык к слову Крым и не хочет от него отказываться, но довольно много и тех, кто понимает историческую ценность и важность слов Таврида и Таврика. Особенно жёстко против идеи выступили крымские татары (в соцсетях), для которых это изменение будет ударом под дых с выводом на чистую воду всей этой кривой истории с коренным народом…».
Как бы там ни было, приказ закрыть рты недвусмысленно поясняется требованиями политкорректности. Словно происходит дежавю прошлогодних событий с выбором имени нового аэропорта «Симферополь». 4 декабря организаторы проекта в прямом эфире телеканала «Россия-1» сообщили, что главная воздушная гавань полуострова получает имя выдающегося художника-мариниста Ивана Айвазовского. Хотя несколько месяцев подряд в голосовании онлайн устойчиво побеждала Екатерина II, ненавистная радикалам.
Два десятилетия подряд боевики Мустафы Джемилева силой запрещали восстанавливать симферопольский монумент императрице и ее сподвижникам - Потемкину, Долгорукову, Суворову. Только после возвращения в «родную гавань» исторически памятник вновь поднялся на своем месте. Когда в рамках общенационального проекта «Великие имена России» республиканская Общественная палата утвердила список из 10 имен знаменитых соотечественников, самое большое количество голосов на специальном заседании совета палаты набрала Екатерина Великая.
«Екатерининский аэропорт» — звучало реально круто. Однако в течение нескольких последних дней были обработаны бумажные анкеты из регионов. Результат сводной статистики: побеждал маринист, и лишь треть «за» набрала матушка-императрица. А как иначе, если еще 24 октября глава Крыма Сергей Аксёнов лично отдал свой голос за Ивана Айвазовского, сообщив об этом в Facebook:"На мой взгляд, фигура Айвазовского является символичной для многонационального Крыма. Художник с мировым именем, он прославил Россию, много сделал для нашего полуострова". Следом в заключительном этапе конкурса поучаствовал генеральный директор ООО «Международный аэропорт Симферополь» Евгений Плаксин: «Знаменитые работы Ивана Айвазовского показывают самые живописные места Крыма…»
… Крымский мост бессмыслен без новой автотрассы «Таврида». Крупнейшую развилку стратегической магистрали возводят у Центральной автостанции Бахчисарая. Одновременно в считанных метрах от станции распределены больше сотни земельных участков. Козырное место, красиво и удобно. Списки на землю еще шесть лет назад подготовил меджлис. Долго ждали случая, чтобы легализовать документы по российскому законодательству. Наконец, дождались.
В списках почему-то нет славянских или греческих фамилии. Вообще ни одной! Хотя по данным последней переписи, русские и украинцы Бахчисарайского района составляют 63 тыс. человек, а татары — 21,2 тысячи. Зато заселяются активисты «полян протеста». Немало новоявленных землевладельцев-бородачей плохо говорят по-русски. Как получали гражданство РФ? О чем думала здешняя администрация, утверждая явно провокационное решение по земле?
Тут есть такие деятели, что по настоянию спецслужб несколько участков все-таки отобрали. Остальные потихоньку строят весьма нехилые дома. Самое интересное, новую улицу назвали имением Василия Джарты — одиозного украинского политика, земляка Януковича по прозвищу «Вася-бита», председателя Совмина Автономной Республики Крым в 2010—2011 годах.
Именно Джарты по ходатайству меджлисовских вождей приказал силой снести Поклонный крест, установленный в честь морской пехоты Феодосийского десанта. Люди отстаивали крест, украинский спецназ бил нещадно, лилась кровь. За это глава правительства получил каракулевую шапку из рук самого Мустафы Джемилева, а вскоре сгорел от рака желудка. И вот уже в российские времена прямо у трассы «Таврида» появляется улица Джарты. Крымчане спрашивают, чьих имен надо ждать еще — Бандеры, Ющенко, Коломойского?
* Верховный суд Республики Крым 26.04.2016 года признал общественное объединение «Меджлис крымско-татарского народа» экстремистской организацией и запретил его деятельность в России.
Илья Сергеев
См. также о выборе названия моста между Таманью и Керчью: М.В. Назаров. Каким его назовут ‒ таким и будет его судьба
Господи! Спаси Русь Православную!