Эта страничка открыта специально для того, чтобы дать ответы на первоначальные вопросы людей, не знакомых с сутью русской православной монархии.
Вступление
В сегодняшних условиях практически во всем мiре и государственные системы образования, и мiровые СМИ, и ведущие политики утратили элементарные представления о православной монархии (путая ее то с западным абсолютизмом, то с современными его декоративными остатками, то с восточным деспотизмом). При этом многие в РФ самоуверенно разглагольствуют о необходимости "восстановления монархии" и о "легитимности российского престолонаследия". Поэтому разговор на эту тему должен начинаться с главного: что тот или иной монархист, политик или ученый-специалист знает о сути самой монархии.
Ведь "монархисты" бывают разные по их пониманию причин, смысла и цели своего монархизма. Сторонники монархического способа правления бывают, например, и атеистами (такие видят в монархии лишь прагматичный наиболее эффективный и неподкупный, независимый ни от кого "менеджмент"), и религиозными людьми (когда в монархии видят способ выполнения своего религиозного долга). В зависимости от религии и от ее духовных ценностей смысл монархии могут видеть в служении своему обожествляемому народу ради его процветания (иудаизм), в служении монарху как "воплощению божества" и покровительствующим монарху "богам" в виде подчинения высшей силе природы (монархисты-язычники), наконец – в служении истинному Богу для выполнения Его замысла о людях и о данном народе.
Мы – русские православные монархисты, относимся к последним из перечисленных выше, и одновременно к первым по духовному значению. Это значит, что мы – монархисты не только по причине верности поколениям наших предков, создавших величайшую в мiре Российскую Империю и скрепивших нас клятвою верности на Земском Соборе 1613 года. Мы – монархисты по нашему убеждению, что только православная монархия является наиболее благоприятным и даже единственным государственным строем, который призван не только к обезпечению достойной земной жизни гражданам своего государства, но и к их воспитанию как граждан Царства Божия для жизни вечной.
Для такого понимания сути Русской православной монархии необходимо сначала усвоить основные понятия о смысле бытия и об устройстве мiроздания. (См. об этом вкратце в книге "Вождю Третьего Рима", гл. I. Духовные основы власти и мiродержавный смысл Российской государственности; – после прочтения всех подглавок 1-7 просьба вернуться сюда.)
Власть как организующая сила народной жизни
Итак, в мiре, где противоборствуют силы добра и зла, для организации правильной жизни людей в соответствии с Замыслом Божиим необходима власть. Конечно, в соответствии со свободой воли человека, человеческая власть может служить и не Божиим целям, а своим похотям, и даже под воздействием диавола может служить его похотям и потому может становиться богоборческой.
В любом случае власть представляет собой духовный феномен, который может быть очень разным по своему содержанию и духовному качеству. Согласно определению апостола Павла в Новом Завете: «Несть бо власть, аще не от Бога» (ибо не власть, если [она] не от Бога). То есть власть понимается здесь как некий положительный принцип, защищающий народ от зла, – что очевидно из дальнейших слов апостола: «Ибо она дается тебе на добро...» – о богопротивной же злой власти апостол не мог сказать такого, она является злоупотреблением властью. Современный перевод этих слов апостола: «Нет власти не от Бога» – имеет двоякий смысл, которым многие оправдывают покорность любой власти. Но и в такой неверно расширенной трактовке смысла с православной точки зрения нельзя видеть оправдания любой власти, ведь не может быть таковой властью от Бога богоборческая власть. Бог может лишь по человеческим грехам попускать силам зла захватывать кормило власти как последнее средство для научения ослепших людей Истине – "от обратного", посредством страданий.
Этой цели на Руси успешно послужили и нашествие Орды, положившее конец раздробленности Руси; и польская оккупация Смутного времени, заставившая осознать и восстановить православную монархию как власть Помазанника Божия; и масонское нашествие наполеоновской Европы, охладившее западническое подражание русской знати... Такова и попущенная по нашим грехам антимонархическая революция 1917 года, из которой ведущим слоем нашего народа, к сожалению, до сих пор не вынесен должный урок...
Формы власти
Итак, внешняя форма власти не самое главное в монархии, главное – ее цель: воспитание народа к спасению в Царстве Божием. Тем не менее, внешняя форма может облегчить достижение должной цели или затруднить ее. Поэтому коснемся и внешней формы. Если исходить только из числа носителей власти, то еще с древности различали власть одного (монархия), власть группы или слоя "лучших людей" (аристократия), власть народа (демократия).
Каждая из этих форм может служить указанной верной цели, если у власти находятся умные и нравственные люди. Но если у власти оказываются недостойные правители – каждая из этих форм может вырождаться в нечто недолжное, преступное, противоречащее Божию замыслу. Так, монархия может вырождаться в тиранический произвол, аристократия – в эгоистичную олигархию (власть "немногих") или соперничающих криминальных кланов, демократия – в охлократию (власть толпы). Какая же из этих форм власти менее подвержена опасности вырождения и захвата силами зла? Неужели демократия, поскольку истина наиболее надежно устанавливается и охраняется "волей народа" – народным большинством?
Сразу отметим, что истину невозможно установить простым арифметическим большинством (таким голосованием большинства еврейского народа под влиянием его вождей был распят Христос – вот первый акт демократии). Для верного толкования истины необходимы духовные и профессиональные управленческие знания, то есть уместен хотя бы какой-то избирательный ценз, допускающий к участию в голосовании наиболее здоровую и образованную часть народа.
Однако демократии вообще не бывает в практической реальности, ибо "волю народа" всегда выражают его выборные представители, более или менее честные и пригодные для этого. А уж какими средствами они добиваются победы на выборах – это в большинстве случаев обезпечивает продвижение наиболее наглых, циничных, чем скромных, нравственных и честных. Кроме того, в демократии власть должна ориентироваться на усредненное мнение большинства и в известной мере зависит от его ублажения, а оно, как уже сказано, далеко не всегда в состоянии понимать истинные пути достижения блага для своего народа. Как писал К.П. Победоносцев в статье "Великая ложь нашего времени":
«По теории парламентаризма, должно господствовать разумное большинство; на практике господствуют пять-шесть предводителей партий; они, сменяясь, овладевают властью. По теории, убеждение утверждается ясными доводами во время парламентских дебатов; на практике – оно не зависит нисколько от дебатов, но направляется волею предводителей и соображениями личного интереса. По теории, народные представители имеют в виду единственно народное благо; на практике – они, под предлогом народного блага и на счет его, имеют в виду преимущественно личное благо свое и друзей своих. По теории – они должны быть из лучших, излюбленных граждан; на практике – это наиболее честолюбивые и нахальные граждане. По теории – избиратель подает голос за своего кандидата потому, что знает его и доверяет ему; на практике – избиратель дает голос за человека, которого по большей части совсем не знает, но о котором натвержено ему речами и криками заинтересованной партии. По теории – делами в парламенте управляют и двигают – опытный разум и безкорыстное чувство; на практике – главные движущие силы здесь – решительная воля, эгоизм и красноречие. Вот каково в сущности это учреждение, выставляемое – целью и венцом государственного устройства... Таков образ великой политической лжи, господствующей в наше время...».
Иными словами, демократия на практике представляет собою правление сообщества своекорыстных профессиональных политиков, образующих свою эгоистичную соперничающую друг с другом "аристократию", кормящуюся от деньгодателей и выражающую их интересы. Но и наследственная дворянская "аристократия" также может вырождаться в эгоистичную классовую власть олигархии в силу человеческой греховности, управляя государством не для Божия замысла о народе, а для блага своих семейных кланов и тех же господствующих в обществе "деньгодателей".
Нам возразят, что в таком случае монархия еще опаснее, ибо плохих политиков можно хотя бы сменить на следующих выборах, когда пройдет их срок правления (потому они и стараются нахапать как можно больше и быстрее), олигархи еще могут сдерживать друг друга в своих аппетитах (да и наворовали из казны достаточно, и волки сыты и овцы целы), тогда как злого или неспособного монарха придется терпеть до его смерти. Это представление исходит из неверного представления о православной монархии. Поэтому, чтобы ее отличать от других, давайте рассмотрим происхождение монархии и ее разные виды в истории.
Смысл и истоки монархии
Приведем ниже отрывок из другой нашей книги.
Монархия как правление одного лица известна с древнейших времен, она вытекает из естественной иерархичности человеческого общества, начиная с главы семьи. (Первые известные демократии, в Риме и Афинах, возникли там уже после падения монархий.) Священное писание (1 Цар., 8-11) запечатлело, как была установлена Богом монархия в избранном народе: по просьбе людей, ощутивших, что они не способны самоуправляться и жить по Божиим законам без вождя, который получает от Бога специальное посвящение для этой миссии. То есть Царь – не самоцель, а вспомогательная "подпорка" для удержания народа на пути следования Божьему замыслу.
Особенно очевидно это становится при православном понимании того, что человеческая природа и весь мiр находятся в состоянии повреждения вследствие грехопадения, поэтому и требуется людям не зависимая от них, но зависимая от Бога внешняя вспомогательная сила, ограничивающая и человеческую мятежную греховность, и действие в мiре сил зла. (При обезпечения государственного правопорядка неизбежен и некоторый элемент принуждения, который присутствует в любой форме власти, однако православный монарх прибегает к этому не ради самого себя, а ради возложенной на него Богом миссии спасения народа от зла.)
Признание людьми такой верховной силы – проявление не рабства, а аскетического самоограничения в борьбе с собственным греховным своеволием ради высших начал правды. Как писал виднейший идеолог монархии Л.А. Тихомиров:
«Это очень глубоко подмеченная черта нашей психологии, – черта, которую можно назвать женственною, но которая обща всему роду человеческому. Она вовсе не есть выражение слабости, по крайней мере, по существу, но выражает поэтическое созерцание идеала, искомого нами и чарующего нас в частных воплощениях своих, вызывающего наше преклонение и подчинение, ибо идеалом нельзя владеть, а ему можно только подчиняться, как высшему нас началу. Эта черта, особенно яркая у женщин, выражает, однако, целую серию общечеловеческих добродетелей: смирения, скромности, искренней радости при отыскании идеального, без зависти к тому, что оно выше нас, а с одною чистою готовностью поставить это высшее в образец себе и руководство. Подобно тому, как стремление к независимости может порождаться не только могучею силою, но также грубою необузданностью натуры, демоническим тщеславием, так и стремление к подчинению не всегда является результатом слабости, но и лучших тончайших свойств природы нашей». (Л.А. Тихомиров: "Монархическая Государственность". Ч. I, 1905)
Добавим к этому, что эта же черта нашей психологии побуждает нас к жертвенному служению идеалу – и это является также основой мужества и воинской доблести. В этом состояла суть самоотверженной храбрости христолюбивого Русского воинства, сознававшего, что защищает от врагов не чьи-то капиталы и имения, и не только родную землю и свой народ, но и саму миссию Русского Православного Царства (Третьего Рима) по удержанию мiрового зла. За это было не страшно умереть. Это была единственная такая армия в мiре, с полным правом несшая на своих государственных знаменах слова: «С нами Бог!».
Замена монархии аристократией уже снижает идеал власти от Бога – до прагматического совета "лучших людей", действующих своим несовершенным умом. Демократия же, определяющая истину методом простой арифметики большинства, есть наиболее откровенное следование призыву сатаны проявить непослушание Богу и судить о смысле жизни на основании своих земных греховных потребностей; поэтому именно демократия дает силам зла наибольшую возможность манипулирования "народной волей" через эти земные потребности...
Таким образом, сравнение трех основных форм власти – власти одного человека (монархии), власти нескольких людей (аристократии) и власти "большинства народа" (демократии) – показывает, что легче всего конечная цель спасения от греха как можно большей части народа достигается при власти специально подготовленного для этой миссии правителя-служителя Божьему замыслу, независимого от земной политической борьбы за власть и духовно направляемого и контролируемого благодатной Церковью. При этом монарх учитывает "глас народа" и его потребности, а также всегда опирается на аристократию в конкретном управлении государством, не допуская лишь верховенства этих факторов в принятии решений. Опасность вырождения такой православной монархии в тиранию гораздо меньше, чем опасность вырождения аристократии (получающей власть не от Бога, а по своим "заслугам") в эгоистичную олигархию; не говоря уже о демократии, которая наиболее часто представляет собой временную (а потому и ненасытную) олигархию тех правителей, которым удается посредством огромных денег (потом их надо "оправдать") и ловкого самохвальства в СМИ собрать арифметическое большинство голосов обманываемого населения, не сведущего в истинной раскладке сил в политическом закулисье.
Вырождение монархии как государственной власти происходит тогда, когда она отрывается от своих религиозно-духовных целей. Мы знаем, что по этой причине уже ветхозаветные Цари не всегда оказывались достойны своей задачи (об этом сразу предупредил и Сам Господь, учреждая монархию), но это говорит лишь о нравственной неустойчивости человека (что может проявляться даже у того или иного монарха), а не о ненужности самой монархической власти как водительства людей в соответствии с Божиим замыслом. В этом и состоит смысл стержневой традиции Царства в человеческой истории, которая именно с Божьей помощью сначала устанавливается в богоизбранном народе в виде Царя как Помазанника Божия – и заканчивается православной монархией, также во главе с Царем-Помазанником.
Ветхозаветная монархия (мы особо чтим в ней Давида псалмопевца) должна была готовить свой народ к восприятию Сына Божия. Но она выродилась в той же мере, что и иудейская религия, отвергнувшая Мессию-Христа. Православные знают, какого "мессию" иудеи ждут и воспримут своим земным царем в конце времен: антихриста... (Об этом их предупредил сам Христос: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете»; «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего...». – Иоанн 5:43; 8:44.)
Поэтому в первые века своего существования христиане не имели своего Царя. В языческих римских императорах апостолы уважали лишь принцип власти, ограничивающей действие сил зла, в противоположность принципу анархии. Огромной духовной победой христиан стало появление христианского Императора Константина (причисленного Церковью к лику святых), который перенес столицу империи в Византию и основал там "Второй Рим" – столицу первого православного Царства.
В нем материальная сила государства и духовная сила Церкви объединились на принципе "симфонии"этих двух властей (выразители этого учения – Император Юстиниан и Патриарх Константинопольский Фотий – также почитаются Православной Церковью как святые). Общая цель Церкви и государства тут, согласно православному учению, не ограничивается мерками земного мiра, а ставит целью спасение людей для вечной жизни в сверхисторическом Царствии Божием; при венчании на Царство Царь дает в этом обет перед Богом.
Даже такой историк Церкви, как А.В. Карташев (начавший свою деятельность как либерал-февралист) в зрелом возрасте преодолел эти заблуждения и писал в защиту симфонии, что в неслиянно-нераздельном соединении православной Церкви и государства был по аналогии применен принцип неслиянно-нераздельного соединения Божественного и человеческого во Христе. Два других, западных, типа сочетания церковной и государственной власти вели к обмирщению Церкви: и когда она всевластно выполняет функции кесаря (вплоть до карательных – отсюда католическая инквизиция, невозможная в православной "симфонии"), и когда она подчинена воле кесаря (превращаясь в одно из "министерств" в протестантских государствах).
В православной симфонии, как отмечал Л.А. Тихомиров, «отношение двух властей напоминает отношения души и тела» ("Монархическая государственность"). Соответственно, основополагающее место здесь занимает Церковь: при коронации она совершает над Царем таинство Миропомазания. Это не делает его автоматически праведным, но наделяет его – через обряд возложения рук Патриарха (что означает возведение в священный сан), помазание св. миром и через причащение по священническому чину – особым даром Святаго Духа, правом и обязанностью Помазанника служить выполнению Божией воли вместе с Церковью как ее особенный член. Это убеждение, что православный Царь принадлежит к числу священных лиц, было общепринятым в Церкви; его высказывали и Константинопольские Патриархи, и папа Лев Великий, и многие русские святые (св. Филарет Московский, св. прав. Иоанн Кронштадтский), и историки Церкви.
В Византии с самого начала Император Константин, по его выражению, стал исполнять функции «епископа внешних дел Церкви», он имел право созывать Вселенские Соборы, и было принято, что ни один государственный закон не имеет силы, если противоречит церковным канонам – такова юридическая основа православной симфонии (отраженная позже и в русских законах).
Несомненно, что после появления православного Царства именно к нему святые отцы относили слова апостола Павла об «удерживающем», который препятствует воцарению антихриста. После сокрушения Византии турками эта миссия была перенята Русью, выразившись в формуле "Москва – Третий Рим".
Монархическая идеология на Руси окончательно сформировалась с признанием всеми нерусскими православными Церквами русского Великого Князя – Царем, особо поминаемым во время богослужения во всех странах, то есть покровителем всего вселенского Православия (коронование Иоанна Грозного в 1547 г.; признание Константинополем в 1561 г.), и в результате канонического установления русского Патриаршества (1589 г.). При этом в России, как подчеркивал Тихомиров, не столько подражали действительной Византии, сколько идеализировали ее и создали монархическую власть в гораздо более совершенной форме.
При этом принцип мужского первородства (по старшим сыновьям) – наиболее естественная форма передачи власти у всех народов и во все времена. Это обезпечивает четкую и безспорную преемственность монархического служения заранее подготовленным к его несению наследником – без вмешательства человеческих расчетов и интриг. Но как можно видеть из всего вышесказанного, в православной монархии принцип первородства – необходимый, но не достаточный. Наследник Российского Престола должен непременно соответствовать правилам Церкви. Ибо русский православный Царь – носитель особого, единственного на всей земле церковного посвящения, выделяющего его из мiрян, – только в этом случае царская власть, в отличие от обычной человеческой власти, становится проводником Божественного Провидения и вселенской силой, "удерживающей" мiр от разгула зла.
(Из книги "Кто наследник Российского Престола?". Можно ли восстановить монархию в России?)
Добавим к этому, что в истории христианских стран со временем стали выделять в европейской монархии разные ее виды: абсолютная монархия (воля монарха ничем не ограничена, ни от чего не зависима и никому не подсудна), конституционная монархия (воля монарха зависит от воли выборного парламента, устанавливающего законы, и ограничена этими законами – Конституцией), самодержавная православная монархия (воля монарха зависит от Божественных законов и ограничена ими, за чем следит Церковь, при этом монарх в известных пределах привлекает к управлению государством и аристократию, и самоуправление низовой демократии, не допуская их верховенства.)
Антимонархические революции и их соблазны
Истина в мiре одна, но уклоняться от нее можно в разные стороны, разрабатывая разные варианты ложных идеологий. В этом и состоит общий метод сатаны в похищении человечества у Бога для построения своего земного царства на основе привлекательных материальных ценностей. Сатане было бы трудно увлечь людей от Божественной истины в очевидную ложь и сразу добиться поклонения себе. Даже в язычестве и в иудаизме сатана до времени скрывает свое подлинное лицо, и большинство приверженцев этих религий не сознают, кому поклоняются, иначе бы ужаснулись.
Как правило, каждая из внушаемых сатаной ложных идеологий основывается на определенной положительной ценности (например: свобода личности, социальное равенство, здоровье и сила нации), однако при этом берется ценность частичная и более низкая, которая вырывается из общей иерархии ценностей и возводится в ранг высшей истины, чтобы подменить собой Бога.
Поскольку таким образом не утверждается совершенно ложная ценность (ложь заключается в подмене абсолютного частным), у таких идеологий могут быть искренние приверженцы, которых сатана соблазняет к уклонению в ту или иную сторону в соответствии с их личными или национальными склонностями и особенностями эпохи. Такие ложные идеологии могут яростно соперничать друг с другом, умножая разрушения Божественного порядка, – что тоже выгодно сатане: антихристу будет легче прийти к власти, "спасая" человечество от хаоса. Диавол – великий махинатор по использованию самых разных сил, побуждающий их на самых разных путях искоренять Истину в земном мiре, при этом в столкновении их между собой проявляется и некий естественный отбор, в котором выживают наиболее верные слуги диавола.
В Новое время главной антимонархической силой сатаны были так называемые "буржуазные революции", когда верховная власть монарха свергалась либо подчинялась "воле народа". Движущей силой этих "свободолюбивых" революций были еврейство и масонство, стремившееся к всемiрной демократии, в которой главной властью становились деньги. Победа этих сил в Первой мiровой войны вызвала ответную реакцию в виде других идеологий, и ХХ век стал ареной ожесточенной борьбы друг против друга трех таких ложных идеологий: либеральной демократии, коммунизма (марксизма) и фашизма. Каждая из них под тем или иным влиянием иудаизма уклонилась от следования истинному идеалу, поэтому все они противоборствовали друг с другом в одной и той же нехристианской плоскости – каждая за свой вариант "земного рая", – способствуя этим сатанинской "тайне беззакония".
(См. подробнее в книге "Вождю Третьего Рима" гл. I-5: Либеральная демократия, коммунизм, фашизм – после прочтения просьба вернуться сюда.)
В нынешнее время нигде в мiре нет настоящей монархии. Готовимый мiровой закулисой тотальный Новый мiровой порядок будет представлять собой лишь формальную "монархию" лжемонарха-антихриста. Он придет к власти с обманными лозунгами "мiра и безопасности", поэтому большинство населения земли не сможет его своевременно распознать. Отличить истинную монархию от лжемонархии смогут только истинно православные люди, сочетающие верность Богу с общественно-политическим трезвомыслием.
Основные требования к наследованию Российского Престола
Ну, а как же можно восстановить настоящую законную (легитимную) православную монархию в наши дни?
Сначала из уже цитированной книги напомним раздел: Основные требования к наследованию Российского Престола.
Легитимность православного престолонаследия основана на доверии к Промыслу Божию, которым определяется и сам монарх – по наследственному рождению, независимо от желания людей. Ибо человеческий разум зависит от греховной человеческой природы; тогда как верный Православию Царь, Божий Помазанник, своим служением Богу стяжает Его благодать и становится, в силу совершаемого Церковью над ним таинства, проводником этой благодати для всего народа. Лишь Царь, получающий власть наследственно, не нуждается в пропагандно-политических расчетах по ее обретению и может свободно обратить ее на безкомпромиссное служение нравственному идеалу.
Не раз русскому народу приходилось убеждаться в этом и "от обратного". Так, после угасания царствовавшей линии Рюриковичей наступило смутное время произвольно "выбранных" царей, длившееся 15 лет. Оно было преодолено, когда в 1613 г. на Всероссийском Соборе «всего Российского царства выборные люди» дали обет верности династии Романовых «в роды и роды и во веки» как «Божиим избранникам», то есть ближайшим родственникам (по матери) последнего Царя Феодора Иоанновича. (При этом отец призванного на царство Михаила Феодоровича Романова, в монашестве Филарет, являясь соправителем сына, одновременно возглавлял Русскую Церковь как Патриарх.)
Таким образом, православный Царь призван на труднейшее служение: вести свой народ Божиими путями. В этом отношении русская монархия – в отличие от западного абсолютизма (ничем не ограниченной власти) – ограничена условием служения Богу. Об этом напоминал уже один из первых идеологов православного самодержавия, прп. Иосиф Волоцкий, призывая слушаться только такого Царя, а царю-нечестивцу сопротивляться даже под угрозой смерти:
«Аще ли же есть царь над человеки царствуа, над собою же имат царствующа – скверные страсти и грехи, сребролюбие же и гнев, лукавьство, и неправду, гордость и ярость, злейши же всех, неверие и хулу, таковый царь не Божий слуга, но диаволь, и не царь, но мучитель... Таковаго царя, лукавьства его ради, не нарече царем Господь наш Иисус Христос, но лисом... И ты убо таковаго царя, или князя да не послушаеши, на нечестие и лукавьство приводяща тя, аще мучит, аще смертию претит. Сему сведетельствуют пророци и апостоли, и вси мученици, иже от нечестивых царей убиени быша и повелению их не покоришися» ...
То есть к православному монарху предъявляются особые требования. К сожалению, Петр I, подражая западному абсолютизму, пошатнул понятие об обязанностях православного Царя и о наследственной передаче Престола. В Россию с Запада им были впущены многие разрушительные веяния, которые, тлея подспудно в обществе, прорвались наружу в XX веке... Однако твердый порядок престолонаследия был вновь определен законами, утвержденными Императором Павлом I в 1797 году в день своего коронования, чтобы покончить с произволом и дворцовыми переворотами послепетровского времени: «Дабы государство не было без Наследника. Дабы Наследник был назначен всегда законом самим. Дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать» (см. Акт Императора Павла I).
Как подчеркивал свт. Иоанн Шанхайский, исследовавший этот вопрос, Акт Павла I не был каким-то принципиальным новшеством. Передача верховной власти по первородству (старшим сыновьям) независимо от человеческих предпочтений существовала на Руси с Ивана Калиты до Петра I. «Тогда только это не было формулировано или регламентировано каким-нибудь писаным законом и существовало по обычаю». Таким образом, «Акт о престолонаследии императора Павла как в целом, так и в частях был проникнут духом и идеями русского права» – «несмотря на тяжелое изложение и местами не совсем ясную формулировку» (ибо многие положения Павел I заимствовал из немецких законов о престолонаследии).
Впоследствии Акт Павла I был включен в Основные Законы Российской Империи в уточненных редакциях. Для лица, наследующего российский Престол, они предусматривают следующие главные условия (в скобках -соответствующие статьи Законов; см. приложение 3):
1. Принадлежность к Императорскому Дому Романовых, что возможно только при происхождении от равнородных браков, то есть с лицом, принадлежащим к «царствующему или владетельному дому» (ст. 126, 36, 188), заключенных с согласия Императора (ст. 183). Лицо, вступившее в неравнородный или неразрешенный брак, может и не терять своего личного права на Престол, но не может передать его потомству (ст. 36, 188, 183, 134). Необходимо также учитывать, что в зависимости от решения Императора по каждому такому случаю в составе Императорского Дома могли оставаться лица с разными правами на престолонаследие (и даже полностью утратившие эти права).
2. Первородство среди агнатов (мужчин Династии, происходящих по непрерывной мужской линии), которое определяется по старшим сыновьям Императора – они имеют преимущество перед братьями Императора (ст. 27-29).
3. Принадлежность и безкомпромиссная верность православной вере и «никакой иной» (ст. 63). «Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния» (ст. 64). Поэтому Император не только должен быть православным, но и обязан брать в жены равнородную принцессу, принявшую Православие до брака (ст. 185), чтобы рождать и воспитывать наследников в духе Православной Церкви.
4. Пригодность престолонаследника для совершения над ним церковного чина священного коронования и таинства миропомазания (что не сказано прямо, но вытекает из статей 57, 58, 63, 64). Дореволюционный богослов С.В. Булгаков писал: «Это царское помазание установлено самим Господом еще в библейские времена, одновременно с учреждением царской власти... и притом не как только внешний символ или знак избрания, но именно как особенное священное действие для дарования особой благодатной силы избранным (см.: 1 Цар. X, 17; XI, 14, 15; XVI, 13; 2 Цар. V, 3, 4; 4 Цар. 4-21)».
Поэтому, как подчеркивал авторитетный эксперт, приват-доцент юридического факультета Императорского Московского университета М.В. Зызыкин: «Вследствие рукоположения и миропомазания Императора надо считать чином священным», правда, «не в смысле вступления в духовную иерархию, ибо он не получает благодати священства, но в смысле особого освящения лица, открывающего ему право на особые преимущества: входить в царские врата и причащаться наравне со священнослужителями... С этой точки зрения Царская власть является институтом не только государственного, но и церковного права».
И поскольку «царская власть... есть именно священный чин, то тем более не могут игнорироваться церковные правила, существующие для введения в клир, правила же эти очень строги...» (Зызыкин М. Царская власть и закон о престолонаследии в России. София. 1924). Большая заслуга Зызыкина заключается именно в том, что при разрешении вопроса о престолонаследии он напомнил о духовной сути служения Царя как покровителя вселенского Православия и носителя особого посвящения – только в этом случае царская власть, в отличие от обычной человеческой власти, становится проводником Божественного Провидения.
5. Пригодность к занятию Престола с точки зрения уголовного законодательства: «Хотя Основные Законы ничего не говорят об этом, но они не могут не предполагать известной неопороченности призываемого лица в силу уже общих законов... Так как члены Императорского Дома не изъяты из подсудности общим уголовным законам, то, в случае осуждения к наказанию, лишающему прав состояния и права на занятие общественных должностей, они, не теряя принадлежности к Царствующему Дому, теряют права на престолонаследие, ведущее к осуществлению высшей государственной власти».
6. Присяга на верность Основным Законам, царствующему на их основании Императору и его наследнику (ст. 56, 220): «Именем Бога Всемогущего, пред Святым Его Евангелием клянусь... верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя и живота своего до последней капли крови...». Неповинующегося члена Династии царствующий Император как Самодержец имеет право «отрешать от назначенных в сем законе прав и поступать с ним яко преслушным воле монаршей» (ст. 222). (Но даже Государь не может никого произвольно лишить права на Престол, которое принадлежит наследнику по рождению в силу самого Закона; наследник может лишь сам утратить это право, нарушив Законы и сделавшись непригодным для священного коронования.)
7. Личное согласие наследника на принятие священного царского служения, ибо статья 37 допускает заблаговременный добровольный отказ от права на Престол для лиц, не чувствующих себя пригодными к нему – «в таких обстоятельствах, когда за сим не предстоит никакого затруднения в дальнейшем наследовании Престола». В этом случае право на Престол переходит к следующему по первородству агнату, удовлетворяющему всем вышеуказанным требованиям.
8. При пресечении агнатского (мужского) потомства, согласно статье З0-й Основных Законов, «наследство остается в сем же роде, но в женском поколении последне-царствовавшего, как в ближайшем к Престолу». То есть право наследования Престола переходит от агнатов к ближайшему когнату: женщине из Династии и к ее потомкам мужского пола в указанном порядке первородства, которые также должны соответствовать всем вышеуказанным требованиям Основных Законов.
Казалось, в этих Законах были предусмотрены все возможные случаи. Однако после революционной смуты и убийства Царской Семьи вопрос престолонаследия вызвал разные толкования, ибо в деталях он все же оказался «недостаточно выяснен как в русской, так и в иностранной литературе», – признавал Зызыкин . Он-то и разработал глубже других этот вопрос, изучив далеко не очевидные для неспециалиста тонкости, связанные с основным и субсидиарным (резервным) порядком наследования Престола, с вероисповедными и церковными ограничениями, с разными правами в этом отношении (вплоть до их утраты) у членов Императорского Дома.
Неясность в деталях была вызвана тем, что прямая мужская линия престолонаследия была неожиданно для всех насильственно пресечена. Претендент же по ближайшей агнатской линии, обладавший правом мужского первородства, – Вел. Кн. Кирилл Владимiрович – не удовлетворял всем требованиям Основных Законов (и был вместе с потомством лишен прав престолонаследия еще Государем Николаем II), но провозгласил себя в эмиграции "Императором Кириллом I". Его сторонники присвоили себе название "легитимистов", то есть "законников", хотя из всех законов престолонаследия ими были отвергнуты самые главные: православные требования. (Подробнее см. в книге "Кто наследник Российского Престола?")
Пути и возможности восстановления православной монархической государственности
К сожалению, к настоящему времени в числе потомков Династии Романовых нам не известно ни одного, кто удовлетворял бы всем требованиям легитимного наследования Российского Престола – в том числе из-за неравнородных браков. Но это требование было введено в закон позже и не является исконно русским. Решить этот вопрос, как и другие проблемы престолонаследия мог бы правящий Государь, а при его отсутствии – Всероссийский Земский Собор, всесторонне рассмотрев всех потомков русских Царей. (См.: "Как искать наследника Российского Престола")
Но и созыв такого настоящего Собора в данных условиях невозможен. Институт монархии может стать обманной ширмой и "последним прибежищем негодяя" в целях сохранения неправедной власти. Сам наш народ после лживого богоборческого советского периода не готов сейчас к верному православному восприятию монархии, и подобные размышления выглядят сегодня лишь как теоретические. Для восстановления монархии необходимо восстановление православно-монархического самосознания у ведущего слоя народа. Необходимо понимание им духовного устройства мiра, смысла истории и смысла жизни человека. Только тогда станет ясно, что государственное устройство не есть нечто произвольное, что народ может устанавливать по своему усмотрению. Оно должно соответствовать духовным основам жизни – то есть Замыслу Божию. Лишь в этом случае народ разовьет все свои таланты и будет готов к добровольному подчинению власти Помазанника Божия, ощущая его правление как должную и благотворную власть самой Истины, которой нельзя не подчиниться. Только в этом случае на русской земле вновь появится "удерживающий", который станет преградой "Новому мiровому порядку" антихриста.
В русской эмиграции, которая проделала огромную работу по осмыслению проблем русской монархии, все ее выдающиеся мыслители считали, что после крушения коммунистической власти необходим переходный период просвещенной национальной диктатуры, готовящей восстановление православной монархии. Но этого не произошло, и время упущено. Вероятно, в наших условиях такое развитие может быть уже только чудом Божиим, которое, однако, подается только тем, кто достоин этого чуда и готовит себя к нему.
Поэтому когда нам говорят, что это неосуществимая утопия, мы отвечаем: независимо от того, удастся ли нашему народу восстановить православную монархию или не удастся, – для нас важно: истинна ли православная монархия как богоосвященная власть или не истинна. Если она истинна, то стремиться к этой истине нужно в любых условиях, в надежде на Божию помощь – это наш категорический императив и критерий должной Русской власти. Все остальные рецепты спасения и возрождения России – утопия.
М.В. Назаров
В нынешней РФ существует много монархических организаций, но лишь часть из них имеет правильные православные представления о монархии. К таковым относится наш Союз Русского Народа, имеющий отделы в разных городах на исторической территории Третьего Рима.
По мере поступления к этому тексту будут добавляться ответы на вопросы и ссылки на другие полезные материалы.
Об обосновании монархии см. дополнительно в книге "Миссия русской эмиграции" гл.18. Духовные основы Святой Руси и Русской монархии
гл. 19. Проблемы престолонаследия и лики эмигрантского монархизма
В описанных в главе 20 разных богословских направлениях ("правда о земле" и "правда о небе") заключалось также и самое важное разногласие разных частей зарубежного Православия в вопросе монархии. Если в либерально-демократической "ветви" зарубежного Православия монархия считалась невозможной в наше время как изжившее себя и даже вредное "мракобесие", то в РПЦЗ царская власть рассматривалась как необходимое условие не только для восстановления православной России, но и – именно в наше время – для сопротивления уже близкому антихристу: гл. 21. «Во имя восстановления Удерживающего».
К 400-летию Династии Романовых
Электронная миниэнциклопедия из календаря "Святая Русь" – основные статьи о Династии: биографические и имеющие отношение к наследованию Престола, к изменению статуса и атрибутов Российской государственности в правление Романовых. (Статьи размещены в хронологическом порядке. В скобках указана дата н.ст., на которую по Юлианскому календарю этот день приходится в нынешнем году.)
М.В. Назаров. О монархии и о трезвомыслии. Доклад для IV Беломонархического совещания (30.1.2016)
В углубляющемся кризисе нынешнего компрадорского государства РФ многие сегодня видят панацею в виде монархии. Об этом говорят не только православные патриоты, но и сталинисты, и некоторые депутаты Госдумы, даже от партии власти. Но у всех свои собственные представления о монархии. Какая же монархия нам нужна? Каковы препятствия для осуществления настоящей монархии? В чем могут заключаться реальные задачи монархического движения? И что оно должно делать, начиная с себя, для обретения авторитета монархической идеологии в нашем народе?
По мере поступления к этому тексту будут добавляться ответы на вопросы и ссылки на другие полезные материалы.
1. Если удерживающий уже взят от среды, то, можно верить, что православного царя как удерживающего, во вселенском масштабе (в <<среде>> - ?) - может уже не быть. (Статью читал вскользь, вроде бы не нашел сведений об этом).
А православный царь, не имеющий в мiре уже значения удерживающего в <<среде>> (апостасийный мiр - ?) - теоретически, еще может быть (хотя, моет и не быть, но наше дело тогда - честь и верность исповедания Истины и в этом случае...).
(Не знаю, насколько все это точно сходится со святыми отцами (их толкованиями Св. Писания), надо проверять (!?).)
2. Не обязательно таковой царь (в рассмотрении его предполагаемого царского (не патриаршее...) главенства в оставшейся православной части <<мiра>>, т.е. - кроме <<среды>> (?)) - д.б. русский, и в России. Это м.б., и законный монарх в каком-то нерусском царском роде, в Германии, например. В случае примера Германии, тогда, <<условиями>> помазания на царство - будут (м.б., будут и другие, но тут надо изучать вопрос подробнее (?)) - 1) исповедание православной веры (устно и делами... (?)), 2) соответствие законам той страны (?) (в той мере, насколько они сами соответствуют Православию), где помазывается царь.
У Вас тут скорее рассуждения, чем вопросы. У меня на эти темы тоже есть рассуждения в книге "Вождю Третьего Рима", гл. Х: https://rusidea.org/411001 . Вот только не вижу никакого другого народа, кроме русского православного, в котором мог бы еще явиться православный Царь. Никакому другому народу он и не нужен, у них уже нет такого понятия. А надежды на это наших святых подвижников могут осуществиться хотя бы в малой части России на малой территории.
К сожалению большая часть нынешнего духовенства выражает агрессивное неприятие монархии и ненависть к Николаю II похлеще иудо-талмудистов. Потому и прославили его в РПЦ МП не как Царя-мученика, а как гражданина Романова. Но именно эта церковная структура формирует мировоззрение большинства народа, давая неверные ориентиры. Этим и объясняется то, что происходит не возрождение, а разушение России. Смешно и горько слышать от духовников МП наставления пастве: "Не об антихристе или глобализме думайте, а о своих грехах, а когда он (антихрист) придёт - мы вам скажем"
И всё-таки путь к самодержавию, единственный, конечно, путь, лежит, скорее всего, в воспитании самостоятельности и личной ответственности за слово. Для лакея нет присяги, а значит, и самодержавия. Служить по совести может лишь словесный человек, а не "тварь дрожащая". И хотя нынче, как и всегда, "любят безсловесных", но известные степени духовного развития достигаются именно в парламентаризме как первоначальной школе социального опыта. Самодержавие - это уже Университет. Подмена происходит тогда, когда всё начинают выворачивать "шиворот-навыворот". Не зря же так спешили в 1993г. поскорее "избить младенцев" - расстрелять Белый Дом, в котором, пусть и как в лаборатории, но уже начиналась самостоятельность. Царь Ирод - тоже как бы "президент". Но можно ли молиться за того, кто ликвидирует всё, что напоминает духовную свободу? Вряд ли "врата ада" одолели последнюю церковную юрисдикцию, если бы в 1993г. выстоял Верховный Совет.
Про "парламентаризм" - смешно. Парламентаризм и есть извращение соборности. А под "самостоятельностью" часто подразумевают индивидуализм (атомарную разсыпчатость общегражданского строя) и противопоставляют общине, в которой только и возможна подлинная социальная ответственность человека и естественная народная жизнь.
Всё, конечно, классически верно, но que faire? Фер то кё? Впрочем, вопрос, риторический. Но людей, способных понять и согласиться в главном с Л.А. Тихомировым, ген. Дитерехсом (в Земском вопросе), да хоть и с И.Л. Солоневичем (в том, что "Только Царь спасёт Россию от нового партийного рабства"), становится всё меньше. Просто понять, что власть не = управлению и то уже многие не в силах. На смену православному миропониманию приходит в лучшем случае, национальное (буржуазное, либертарианское), а в худшем - либерально-общегражданское, общечеловеческое. Вместо личности человеческого Богоподобия - набор индивидуальных черт, вместо общины одиночество, вместо аристократии при самодержавном монархе - бюрократия при абсолютизме, а потом и при "демократии", в виде политиканских опекунов при слабоумном "источнике власти" - народе. И вот, готовые структуры для антихриста: бюрократия, которой всё равно, кому служить, ведь бюрократ считает что служит только себе. Всё прочее должно умереть. Всякое здоровое дело, движение, мысль вытаптываются и вырываются с корнем, всё, непонятное, народное, действительно христианское и имеющее социальный потенциал - будет уничтожено при помощи провокации или внедрения агентов власти.
Итого: 0.000 За почти 30 лет "свободы". Кроме, м.б., осознания узким и разорванным кругом, монархической идеи. Но позвольте вернуться к началу: делать-то что? Чтобы не просто бежать, но и добиться победы? Вот, почему бы не создать такую площадку для "штабных игр" с возможностью разделения по группам (профессиональным, местным, спортивным, интеллектуальных или возрастных интересов и проч.) С возможностью перенесения работы в "реал". Мне кажется, это можно сделать. Нужно несколько человек, умеющих хорошо (ярко) писать и общаться с людьми, со свежими мыслями о современной "культурной работе" и футурологии. Если быть осторожным, то такие общины в сети да и в "реале" рактически неуязвимы. Мы (не политики) можем, и это единственное, что мы можем - возстанавливать народные "клетки"-общины с дальним прицелом на Земский собор. Если нужны вопросы, то вот вопрос: что Вам, Михаил Викторович, человеку в русском движении авторитетному, мешает создать такую децентрализованную сеть? - ну, хоть, как рекрутинговую, для кристаллизации нужных кадров и для политики?
Вопрос еще, кого считать народом, чтобы конкретные люди могли участвовать в Земском (?) соборе... Если человек считает, что <<демократия>> - нормально, то как он может участвовать в таком соборе?
В отношении нерусских народов, если даже меньшинство в какой-то стране (?), но они - православные люди, частью веры которых является и православный царь (?), то их собор может быть законен, с учетом требований православной веры и законов страны (насколько они не противоречат православной вере).
ФОРМЫ ВЛАСТИ.
На самом деле в жизни человека всего пять видов власти, это: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ, ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ, СУДЕБНАЯ.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ - КОНЦЕПЦИИ всего две, либо мы как страны Запада - содомиты сатанисты, либо мы Святая Русь, Православное царство.
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ - ИДЕОЛОГИЯ может быть любая: монархия, коммунизм, капитализм, тоталитаризм, демократия и т.д., это решать народу.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ и СУДЕБНАЯ - этими тремя видами власти народ регулирует свои отношения.
Таким образом все пять видов власти образуют ЕДИНУЮ ФОРМУЛУ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ, которая звучит так: ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОДНОСТЬ.
СМЫСЛ ИСТОРИИ.
Смысл истории - создание ЦАРСТВА БОЖЬЕГО НА ЗЕМЛЕ, для того чтобы это Царство раскинулось на весь мир, дабы вытеснить всех слуг сатаны и его самого из мира видимого, то есть победить зло с помощью Божией.
УСТАНОВЛЕНИЕ ЛЕГИТИМНОЙ ВЛАСТИ.
Для этого нужно организовать ЗЕМСКИЙ СОБОР, на котором будет избран или выбран САМЫЙ УМНЫЙ, САМЫЙ ЧЕСТНЫЙ, САМЫЙ СИЛЬНЫЙ ( ДУХОВНО ), САМЫЙ СМЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК, которого представят на коронацию Архиерейскому собору Православной церкви на ЦАРСТВО. И не нужно задаваться вопросом из какой он династии, он Русский, он отвечает всем качествам верховного руководителя страной, он Православный христианин, он стоит за сынов народа своего и этого достаточно.
Также ЗЕМСКИЙ СОБОР примет статью уголовного кодекса об ответственности власти перед народом. По этой статье вся власть: все чиновники вместе с императором будут отвечать перед народом за своё управление. Монархия будет абсолютной, но если в ходе управления страной в мирное время население сокращалось, беднело, нравственно разлагалось,то император и чиновники должны понести строгое наказание вплоть до смертной казни. Анализ управления можно проводить каждые 10 лет, можно чаще, можно реже, как решит ЗЕМСКИЙ СОБОР.
БЕЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАСТИ ПЕРЕД НАРОДОМ ЛЮБОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И ЦАРЬ БУДУТ ИСКУШЕНЫ, И МОГУТ ЗАНЯТЬСЯ НЕ УПРАВЛЕНИЕМ, А КОРРУПЦИЕЙ И ВО ВЛАСТЬ БУДУТ ЛЕЗТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДОНКИ И НЕГОДЯИ.
Монархия рухнула, преданная,в том числе, церковью.
Возрождение ее в прежнем виде невозможно.
Это прекрасно понимает уважаемый МВН.
"Смысл истории - создание ЦАРСТВА БОЖЬЕГО НА ЗЕМЛЕ, для того чтобы это Царство раскинулось на весь мир, дабы вытеснить всех слуг сатаны и его самого из мира видимого, то есть победить зло с помощью Божией". - Сверьте, пожалуйста, этот Ваш смысл истории со Священным Писанием. Там такого нет. Этой утопией людей соблазняет диавол. На грешной земле невозможно Царство Божие, оно не от мiра сего и будет на преображенной новой земле.
Царь православный у нас, русских, будет - как бы не злобствовали носители разных альтернативных идеологий - коммунисты, демократы, западники и проч., они бессильны воспрепятствовать милости Божией - дарованию нам царя по нашим молитвам. Господь наш Иисус Христос сказал, что до Его Второго и Славного Пришествия будет проповедано Евангелие по всей Земле. Это Божие обетование можно понимать узко: Книгу напечатают большим тиражом - читайте, люди. Правильное, более глубокое понимание этого обетования Божия другое: будет место на Земле (страна), где жизнь будет устроена по Божьим, а не по волчьим законам. Будет это у нас в России. России, умалившейся по грехопадениям нашего народа до размеров Московской Руси. Будет, конечно, недолго и не все мы это торжество Правды увидим, т.к. не все выживем в очистительном огне войн и природных катаклизмов. Да будет воля святая Господня. Богу нашему слава!
Российская империя была Православным царством. Если она не была Божиим то чьим царством она тогда была?
Если все царства мира будут Православными, разве это не Царство Божие? А как же Христос сказал: ... Царство Небесное внутрь вас есть..." ? Внутри нас грешных людей есть Царство Небесное, значит построить на земле Царство Божие - это наша прямая обязанность, ведь мы же не хотим, чтобы на земле царствовал дьявол, мы хотим, чтобы на земле Царствовал Бог - Господь Иисус Христос.
Scolot, Вы пишете: "...ведь мы же не хотим, чтобы на земле царствовал дьявол, мы хотим, чтобы на земле Царствовал Бог - Господь Иисус Христос". Да вы верно выразили наше "хотим - не хотим". Но важно понимать и помнить, что сейчас время, очень близкое ко Второму Пришествию Господа Нашего Иисуса Христа. И оно очень похоже на время перед Воскресением, когда Господь висел на Кресте и зло казалось всесильным. Нет сомнения, Господь Наш Иисус Христос будет царствовать на земле (и те с Ним, кто не предаст, кто сможет "раскусить" обманы бесовские и избежать предательства через прельщение), ... будет, но позже. Сейчас время кажущегося торжества зла. И дай Бог всем нам терпения и долготерпения, мужества и мудрости.
Как сделать так, чтобы народ прозрел и осуществил свой исторический выбор в пользу монархии? Этот выбор он уже делает на протяженнии последних десятилетий, а его все время предают. Вспомните подъем православного самосознания в конце 80-х начале 90-х годов. Казалось вот-вот еще чуть-чуть и патриархи нашей Церкви выйдут навстречу народу, расскажут всю правду, откроют глаза на сатанинскую власть и укажут верный путь к построению праволавного Царства. Но не нашлось смелых и теперь мы увязли по шею в болоте лжи и клеветы.Многие из новоначальных отошли от Церкви, многие из простых мирян находятся под демонкратическим гипнозом, а остальные истинно верующие ушли в непримиримую борьбу со злом внутри себя с надеждой увидить хотябы зачатки такой борьбы в обществе.Все верно, сейчас необходима только молитва и сила духа чтобы устоять в Вере. На данный момент нет в народе достаточного покаяния, нет той силы которая необходима для фундамента монархии. Как только чаша весов покаяния перевесит (хотябы чуть-чуть) наши грехи - Господь пошлет нам Царя.
Александр чаша весов покаяния в нашем народе не перевесит наши грехи пока не воскреснет Святой Серафим Саровский, именно он проведёт ЧИН ВСЕНАРОДНОГО ПОКАЯНИЯ и вот тогда РУСЬ ВОСКРЕСНЕТ И ДАН ЕЙ БУДЕТ ЦАРЬ!!! Но об этом ещё надо молиться и очень много...
Уважаемый Михаил Викторович, низкий Вам поклон за Навигатор Монархиста. Только монархический государственный строй во главе с русским православным Царём может воскресить Россию. Но, это чудо можем дать только Господь и, Вы об этом пишите. А заслужить это чудо можно только покаянием за предательство совершённое большинством русских в 1917 году. О чуде пишет великий русский математик И.Н. Шафаревич в книге «РОССИЯ НА ИЗЛОМЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ», протоиерей А. Шергунов в книге «Царь» и др. Многия Вам благие лета.
Протоиерей А. Ш-А-ргунов? (вероятно, опечатка). Может быть, у Вас есть линки на электронные варианты вышеупомянутых книг? Если да, не могли бы Вы их выложить для пользы ближнего?
Цитирую Вас -(((...Вспомните подъем православного самосознания в конце 80-х начале 90-х годов. Казалось вот-вот еще чуть-чуть и патриархи нашей Церкви выйдут навстречу народу, расскажут всю правду, откроют глаза на сатанинскую власть и укажут верный путь к построению православного Царства...)))- Хорошо помню те наивные иллюзии многих новоначальных и горячих в Вере.Начитавшись с духовного голода прекрасные книги Святых Отцов и не имея опыта духовной брани, и не уразумев хитрую сергианскую ложь,многие перенесли всё хорошее, что было написано об истинных пастырях в этих книгах на прельщённых МП попов и получили от них тяжёлые духовные недуги и раны,которые болят до сих пор.Сейчас конечно ясно открылось, какое это страшное болото(в большинстве своём)-еретичествущая и жидовствующая иерархия МП РПЦ ,которая любит постоянно говорить о послушании ей,то есть прелести, лжи и лукавству.Но где было взять тогда новоначальным мудрости и сил ,чтобы это уразуметь и противостоять хитрой лжи.Многие пали под руководством прельщённых иереев и были духовно покалечены.Думаю, что Господь наш Иисус Христос помилует их за простоту и чистоту Веры и строго спросит с их сооблазнителей в рясах в своё время. (((...На данный момент нет в народе достаточного покаяния, нет той силы которая необходима для фундамента монархии. Как только чаша весов покаяния перевесит (хотябы чуть-чуть) наши грехи - Господь пошлет нам Царя...))) - Верю в пророчество Святой Паши Саровской ,что радостные дни для России наступят после 2028 года( 1918 г.+ 110л.= 2028г.),когда оставшийся в живых после тяжёлых катаклизмов и покаявшийся россиянский,советский народ преобразится опять в Православный Русский народ , усердно молящийся за Грядущего Православного Царя России ! - (((... 1 августа 1903 года. В день канонизации Серафима Саровского, Паша Саровская сказала Царю и Царице: «Тебя и всю Твою Семью через 15 лет убьют. Не противься этому, Царь, такова воля Божия. Девочек не выдавай замуж. Будет у Тебя сын, но Ты ему не обрадуешься. Вместе с Тобой убьют четверых твоих слуг. За каждого убиенного Господь «кладет» ДЕСЯТЬ ЛЕТ народу Твоему. За Твою Семью – 70 ЛЕТ - «вынь да положь»: дьявол будет ходить по Руси! А вот за каждого слугу, убиенного вместе с Тобой, Господь КАЖДЫЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ БУДЕТ ПЕРЕПРОВЕРЯТЬ: А ПОКАЯЛСЯ ЛИ РУССКИЙ НАРОД ЗА УБИЕНИЕ ПОМАЗАННИКА БОЖИЯ? И если не покаялся, жаль мне этот народ. БЛЕВОТИНОЙ должен изойти, пока не закричит: «МОНАРХИЮ НАМ!», и здесь чем хуже, тем лучше. Скорее покаются. Скорее Царь из Твоей династии будет. Но говорю Тебе: за 110 лет наступят радостные дни для Твоего народа»... )))-http://www.pokaianie.ru/article/19392/read/22261
Патриарх Кирилл о Сергии Страгородском. В проповеди, сказанной после литургии 6 декабря 2013 года- http://www.patriarchia.ru/db/text/3421490.html патриарх Кирилл высказался о своем отношении к митрополиту Сергию Страгородскому. Он сравнил "подвиг" Страгородского, кроме подвига святого благоверного великого князя Александра Невского, память которого совершается в этот день, также и с подвигами царя-"страстотерпца" Николая II и Святейшего Патриарха Тихона. Но, даже по сравнению с ними, деяния Сергия Страгородского особо, по мнению Кирилла Гундяева, возвышены:
"Особенно Святейший Патриарх Сергий, которого обвиняли в предательстве Церкви, но который делал все для того, чтобы Церковь сохранилась. Для него безразлично было, как о нем будут впоследствии вспоминать. Для него было главным сохранить Церковь от полного уничтожения, что и было сделано. И довел Святейший Патриарх Сергий корабль нашей Церкви до судьбоносного 1943 года, когда под тяжестью суровых обстоятельств войны, стремясь поднять патриотическое чувство, верховная власть страны приняла решение остановить гонения на Церковь. Что было бы с нами, если бы не этот подвиг святителя Сергия, Патриарха Московского и всея Руси? Наверное, ко временам свободы ничего бы не осталось от Русской Церкви, и на нашей земле сегодня процветали бы секты, еретические сообщества — кто бы только ни заполонил землю Русскую, не будь здесь на страже Русская Православная Церковь!"...))) Патриарха Кирилла никто не принуждал говорить этих слов пытками или расстрелом. Он их сказал добровольно и, если так можно сказать, в здравом уме. После этого, разве кто-либо дерзнет говорить о том, что сергианство в МП "преодолено" и там дана трезвая оценка богоборческого периода истории Руси? Таким же манером, беря пример со Страгородского, Московская Патриархия надеется, очевидно, пережить предсказанные в Апокалипсисе времена Антихриста. http://internetsobor.org/moskovskaia-patriarkhiia/tcerkovnye-novosti/world-orthodoxy/moskovskaia-patriarkhiia/patriarkh-kirill-o-sergii-stragorodskom
РУССКАЯ РЕСПУБЛИКА РУСЬ В СОСТАВЕ РФ-на гугле- может там лежит ответ,если царя нет -ТАМ И ПРО "ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО" НАЗНАЧЕННОЕ САМИ НИКОЛАЕМ ВТОРЫМ-"ЯЩИК ПАНДОРЫ ВОПРОСЫ КАСАЕМЫЕ РУССКОЙ РЕСПУБЛИКИ РУСЬ"--выдают папорта и их принимают судЫ РФ-представляют доки В ООН -требуют у ВВП документы поттверждающие ЛИГИТИВНОСТЬ его власть А У НЕГО ИХ НЕТ! УНЫНЕШНЕЙ ВЛАСТИ ДАЖЕ УСТАВА НЕТ,а устав есть даже в малых организациях,надо торопиться, нехристи нас съедят, а церкви сожгут ,как у коммунистов было
НАРОД СТАНОВИТСЯ НАРОДОМ ТОЛЬКО ПОСЛЕ АКТА ДУХОВНОГО ВЫБОРА — ПРИНЯТИЯ НАРОДОМ РЕЛИГИИ,СОБСТВЕННО СВОЕГО МОРАЛЬНОГО ЗАКОНА.
РУСЫ стали РУСАМИ в момент крещения РУСИ в 988 году, получив тем самым на ВЕКА И ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ имя своему Народу-Церкви и Государству — Русь !!!
Мы твердо убеждены в том, что только Монарх, в лице единственного наследственного Предстоятеля Нашего пресветлого триединого коренного богосущего Русского Народа, явленного миру в ипостаси Нашей Единой Христовой Соборной Апостольской Церкви Руси, из рода Святителей Руси – Рюриковичей, со стольным градом в Киеве – сможет в полной мере персонализировать всю полноту легитимности и исторической преемственности Нашей Государственной Власти в пределах всех соборных земель Руси, которая возымела Свою государственною правовую силу с момента Владимирового Крещения.
Наш Монарх НЕ есть царем, не есть помазанником... а кем же?
Великим Князем... Предстоятелем Нашего пресветлого триединого коренного богосущего Русского Народа перед ЕДИНСТВЕННЫМ Царем Вселенной - Иисусом Христом. http://russkiev.info/russ
Уважаемый Михаил Викторович!
Мои православные друзья и я весьма признательны Вам за данную статью.
В настоящее время по вопросу восстановления монархии в России и вокруг него издается достаточно много различных печатных материалов и размещается в интернете, и людям, не очень активно пребывающим в сети, нужно иметь правильные ориентиры в такой важно теме, расставленные автором к которому относимся с большим доверием.
И пусть общее название страницы "Навигатор монархиста" станет тем истинным путеводителем для всех кто любит Россию и русский народ, кто желает этого Чуда - Божией помощи в восстановлении(Воскресении!) Русской ПРАВОСЛАВНОЙ МОНАРХИИ! И готов для этого что то делать!
Столько ''оранжерейно-тепличных ''требований к монархии! Разве что только - Чудо.
Восстановление монархии в России в прежнем ее виде невозможно в связи с социально-экономическим и политическим изменением мира. Это утопия.
Уважаемый Михаил Викторович со своими сторонниками - это сектанты, оторвавшиеся от реальной жизни.
Даже любимое МВН Белое движение не ставило цель восстановление монархии.Незаурядный талант МВН следовало бы направить на восстановление единства русского народа, среди которых есть и белые и красные. И они одинаково любят свою Родину.
Анатолий-(((...восстановление единства русского народа, среди которых есть и белые и красные. И они одинаково любят свою Родину...))) Будет и единство и соборность русскаго народа только при Грядущем Православном Царе России,который будет дарован и поставлен Богом в последнее время,когда над всем остальным безбожном миром будет глумиться мошиах-антихрист.А до этого будет истребление нераскаянных красных совков и прочей безбожной нечисти всевозможными бедами,катастрофами и скорьбями. Об этом смотри здесь - http://www.youtube.com/watch?v=bhB6ISpXhsY
Святейшему Патриарху Всея Руси Кириллу.
Открытое письмо от группы Православных людей 4-ого марта 2014 года выступал на телевидение перед журналистами президент страны Путин В.В оскорбив одного из "Русских Святых" , а именно Государя императора Николая 2 , назвав его "кровавым" . Ваше Святейшество , не думаю , что он не знает подлинной истории . На самом деле все мы знаем кто были , а не был "кровавыми" - это Ленин и иже с ним так называемые "большевики".
Поэтому просим Вас , как нашего Пастыря , оградить от оскорблений одного из наших "Русских Святых", а именно Государя императора Николая 2 . Так как все мы являемся членами одной Церкви , Государь Император Николай 2 торжествующей на небе , а мы воинствующей на земле , хотелось бы Вашего публичного ответа , чтобы мы чувствовали свою защищенность и сплоченность всего стада , так как Вы наш Пастырь.А то , после такого высказывания президента , враги Церкви могут понять это как посыл и появятся новые "пуси райт" и другие кощунники. Так же это может развалить гражданский мир в обществе . а он и так хрупок как Вы знаете.
Президенту России Путину В.В
4-ого марта 2014 года на телевидение показывали встречу журналистов с президентом РФ Путиным В.В , где президент , в разговоре о бедных украинских крестьянах оскорбил Государя императора Николая 2 , назвав его "кровавым" , к тому же поставив его , помазанника Божия , в один ряд с красными ворами : Кравчуком , Кучмой , Ющенко и т.д. Тем самым глубоко оскорбив всех Православных Русских и иже с ними людей , так как Государь император Николай 2 является Святым Русской Православной Церкви и никому не позволено их оскорблять , какой бы пост этот человек не занимал . Нам интересно , позволил бы себе президент сказать что-нибудь подобное про "пророка" Мухаммеда , известно сколько тогда пролилось бы крови . Так же хотелось бы услышать от президента его обоснование такого мнения , причем публично , с теми людьми которые имеют противоположную точку зрения . Еще добавлю , что с политической точки зрения , президент разваливает общество в стране , хотя все время говорит о единении . Каком? и на какой основе. После такого высказывания первого лица немудрено , что еще появятся новые "пуси райт" и другие кощунники .
Неужели вы не понимаете , что вы становитесь правителем неверующих во Христа людей , а у Русских и иже с ними Православных людей Николай 2 остается помазанником Божием и царем в умах , мыслях , делах , поступках.
У Бога все живы , как жив на небе наш Государь император Николай 2
Господин президент !
Выступая на пресс-конференции 4 марта 2014 года, Вы как бы мимоходом (предполагаем не задумываясь) оскорбили чувства всех верующих Русской православной Церкви, назвав в беседе с журналистами (речь шла о бедных украинских крестьянах) Святого Царя мученика Николая II "кровавым", сравнив Его с прохвостами, ворами, бывшими президентами, так называемой Украины: Кравчуком, Кучмой, Ющенко.
Считаем, что это недопустимо для всенародно избранного главы государства. А ведь за вас голосовали миллионы православных христиан!
Для нас православных, Царь мученик Николай является не просто святым официально прославленным Русской Православной Церковью, но еще и помазанником Божиим охраняющим Православие до 2-го пришествия Христова. Термин "кровавый" закрепился в советской истории с целью обелить по-настоящему кровавых палачей-большевиков во главе с Лениным, Троицким, Свердловым. Вот уж у кого руки по локоть в русской крови! Именно с и посыла уничтожено свыше 18 млн. русского православного народа!
Вашими же словами вольно или невольно дан новый старт для кощунников и кощунниц России оплевывать наших святых.
Бог даровал России удивительного по человеческим и уховным качествам Царя, сочетавшего в себе непоколебимую преданность Христу и России, вплоть до самопожертвования.
Преданный верхушкой армии и церкви оставленный, покинутый отступившим от Бога народом, оплеванный богохульниками и царехульниками, хохмачами-иноплеменниками, каких и сейчас хватает, Царь воззвал к Богу о России и своей кровью, по-христиански, доказал свою преданность Ей!
Но зачем же, именно Вам, господин Президент, лить грязь на ангельски святого Царя, ходатая на небе пред Богом за русский народ?
Бог, который "дивен во святых Своих",поругаем не бывает. В начале нам была попущена братоубийственная война, затем Великая Отечественная.
Хотите ли Вы повторения прошлого господин Президент?
Не приведи Господь!
См.: М.В. Назаров. О монархии и о трезвомыслии. --- В углубляющемся кризисе нынешнего компрадорского государства РФ многие сегодня видят панацею в виде монархии. Об этом говорят не только православные патриоты, но и сталинисты, и некоторые депутаты Госдумы, даже от партии власти. Но у всех свои собственные представления о монархии. Какая же монархия нам нужна? Каковы препятствия для осуществления настоящей монархии? В чем могут заключаться реальные задачи монархического движения? И что оно должно делать, начиная с себя, для обретения авторитета монархической идеологии в нашем народе? https://rusidea.org/6041
Данная статья очень интересна, но я не понял каковы планы и цели на будущее. Какие практические действия будут предпринимать участники данного союза для восстановления монархии и Российской Империи. И кого они собираются выдвинуть в кандидаты на пост Царя-Императора. К тому же за восстановление монархии выступает Зарубежная Православная Церковь, а вот как к этому относится Русская Православная Церковь, то биш наша Российская? Вот в чем вопрос? Вообще я считаю что сейчас восстановление монархии просто не возможно, да и если такое случится и в нашей стране люди захотят установить монархию, этим могут воспользоваться люди просто с нехорошими намерениями. Представьте что на данный пост взойдет аморально разложившийся человек, деспот и тиран, сколько он зла может принести нашему народу (и я имею в виду не только чисто русских-славян, а все народы и народности, которые проживают в нашей стране)? Сейчас мы живем более или менее стабильно, у народа есть хоть и не большие, но возможности повлиять на руководство страны, а то и поменять его. А как вы думаете поменять руководителя страны при монархическом режиме, когда вся власть, все властные структуры подвластны одному человеку? При таком положении вещей, сменить руководителя страны будет очень проблематично! Устраивать очередную революцию? В очередной раз проливать реки крови? Я полностью согласен в том, что говорилось о власти монархии, как власти от Бога, и как христианин я полностью принимаю все, что установил на земле Отец наш Небесный. Но мы также должны думать о простом народе, о людях, которые хотят просто жить спокойной жизнью, растить своих детей. Сейчас в России народ живет, я бы сказал не хорошо, но сносно. А что произойдет, если отдельная группа людей, ради достижения идеологически верного порядка в стране, разрушит уже устоявшийся порядок, при котором наша страна сейчас, на зло всем врагам, растет и развивается экономически и интелектуально. Развивает свою армию и флот. Даже благодаря реформам, стало расти население нашей страны. И т.д. и т.п.. Будет ли лучше от этого? Вот в чем вопрос. По этому, я считаю, если и устанавливать монархию у нас в России, то делать это так, чтобы улучшить и укрепить, а не навредить! Спасибо.
Сколько бы мы не говолили о царе или о призедентах этой страны, все равно как Бог захочет так и будет. Многие пророки в россии говорили о востановлении монархии,а так же о том, что хочет человек царя или не хочет, но он все равно будет ибо, его хочет видет в россии Бог. А как все это будет посмотрим в будущем. Самое главное Бога радовать, а не сатану веселить.
Опрос общественного мнения ВЦИОМ: в 2017 г. каждый третий житель РФ за восстановление монархии. См. с 7-й минуты: https://www.youtube.com/watch?v=IYz6Rsrjcq8 Спецвыпуск программы Царьграда "Наша точка зрения" от 23.03.2017
Отзыв о работе самый положительный.Нужен Удерживающий для спасения от паробащения антихристом,нужен Православный Царь-Помазанник Божий.Не терроризм угроза.Угроза от тех ,кто душу хочет погубить в гиене огненной.От тех,кто хочет извратить и навсегда увести от Бога род людской.Для того ,чтобы Господь вернул нам монархию,нужно всем нам по-настоящему убояться того,что сегодня навязывается в странах зап Европы и Америки и взмолиться всеми фибрами души,чтобы Господь уберег и дал нам Православную монархию для спасения.Умилостивить Бога покаянным Крестным ходом в память о Царе-мученике Николае и его Венценосной семье
Отвечают ли требованиям нравственного идеала монархи Западной Европы. На этот вопрос в большинстве случаев следует с уверенностью ответить - нет. Более того, эти "монархии" не только не поддерживают нравственные ценности в сознании народа, но и открыто потворствуют пропаганде бездуховности. В этих "монархических" государствах процветает разврат, содомия, нация вырождается, авторитет Церкви находится на самом низком уровне. Например, в Великобритании, где "царствует" "королева" Елизавета II, вот уже более 35 лет по улицам Лондона проходят гей - парады, причем зачастую проводятся они при поддержке правительства. В 2009 году в лондонском гей-параде (официальное название Pride London) приняло участие около 500 тысяч человек, а наблюдало за ходом действа ещё около 800 тысяч лондонцев и гостей города.Не в лучшем состоянии находится и Англиканская церковь. Ее залы сдаются в аренду, причем не только для свадеб, но можно столкнуться с тем, что в церкви идут языковые курсы или проходят спортивные мероприятия, или собираются клубы по интересам.В "монархической" Испании в очень скором времени может появиться город ориентируемый на одних геев. Им планируется сделать город Моклинехо , расположенный в Андалусии, в 20 километрах к северо-востоку от Малаги. На сегодняшний день уже подписан контракт с несколькими компаниями на строительство около 600 новых домов, которые будут соответствовать эстетике геев и лесбиянок. Помимо этого, программа развития города предполагает перекраску всех домов из белого цвета в розовый - в случае согласия местных жителей - и открытие официального парка, где горожане смогут подыскивать себе партнеров.
"Король" Испании не только не препятствует распространению содомии, но и сам всячески ее поощряет. В июне 2005 года им был подписан Закон легализирующий однополые браки на всей территории Испании.В Дании 8 июня 2012 года Парламент принял закон, обязывающий все церкви страны проводить обряд венчания для гомосексуальных пар.О падении нравственности в европейских "монархических" государствах свидетельствует упадок церкви в Швеции. 80% жителей этой страны относят себя к числу атеистов. Шведский пастор Ханс Берье Хаммар обратился с открытым письмом к соотечественникам, в котором предложил взрывать церкви или найти им иное применение: сделав из них кафе, пиццерии, жилища, промышленные объекты
Монархия да пожалуйста! Но сочетать власть и православие? Это две разные вещи и бредово звучит.
Уважаемый Михаил Викторович, мне стало интересно более подробно узнать Ваше мнение о возможных путях восстановления монархии. Как должен выглядеть новый Земской Собор? На каких принципах он должен формироваться и из кого состоять? Как и из кого должны отбираться претенденты на российский престол? В общем, интересна конкретизация этого процесса.
Понимаю, что без Воли Божьей и чуда все это невозможно, но все же интересна именно практическая сторона вопроса. Буду признателен, если ответите на этот вопрос.
С уважением Никита.
Никита, сначала напомню общеизвестное: https://rusidea.org/25031202
Земский Собор ‒ это высшее сословно-представительное учреждение в России с середины ХVI – по конец ХVII вв. Такой Собор часто называли "Советом всея земли".
По своей структуре Земский Собор в России приближался к сословному представительству Западной Европы, но в отличие от последнего имел только совещательное значение, а не законодательное (за редкими чрезвычайными исключениями). Решения Земского Собора лишь тогда принимали силу закона, когда в его работе принимала участие Боярская дума во главе с Царем. Но при отсутствии законного Царя - как случилось в Смутное время начала XVII века - Собор становился законной высшей властью.
Деятельность Собора может быть здравой и эффективной при условии, что в нем собраны мудрые образованные граждане-патриоты, способные руководствоваться не личными предпочтениями, а интересами всего государства. Поэтому делегаты на Собор избирались по их местным достоинствам и заслугам от практически всех сословий, но все наши предки тогда были православными, церковными, сознававшими свое служение Богу и такое же назначение государственной власти, сознавали смысл человеческой истории истории и место в ней России. Это был главный критерий в принятии верных соборных решений.
Также и сегодня главным критерием отбора делегатов на Собор должно быть не голосование по партийным спискам, а профессиональная законотворческая компетентность и духовная мудрость делегата, понимающего историософский смысл существования России на земле. Но в наше время таких людей чрезвычайно мало, в том числе и в Церкви. Кто будет решать: достоин кандидат или нет? У нас для этого нет ни настоящей Церкви, ни грамотного народа, который всё еще содержится властью в оболваненном марксизмом манкуртском состоянии с примесью западнических "демократических" иллюзий у активной интеллигенции. Если бы сегодня решили собрать такой Собор, то это происходило бы только под руководством нынешних властей, и результат мало чем отличался бы от нынешней Госдумы с вкраплением в нее конформистов-сергиан и либералов-западников. То есть условий для созыва настоящего Земского Собора сейчас в РФ нет, а потому и нет смысла разрабатывать конкретные детали и процедуры избрания делегатов (в здоровой России их можно было бы во многом заимствовать из практики Московской Руси и созыва Приамурского Земского Собора в 1922 году).
Поэтому и главная цель такого Собора: восстановление богоугодной исторической Российской государственности с призванием легитимного монарха-Помазанника Божия – в наше время неосуществима. Он может быть собран и для утверждения лжемонархии в лице кого-то из нынешних правителей или нелегитимных самозванцев в качестве фигового листка для Олигархии.
К тому же сейчас нет и главного условия для восстановления монархии: отсутствует православное монархическое правосознание в народе, на котором только и может держаться настоящая монархия. Даже у большинства монархических деятелей нет должного представления о сути и назначении российской монархии, которую смешивают то с западным абсолютизмом, то с механическим пониманием первородства, то с обычной диктатурой. Об этом я уже не раз писал, например:
О монархии и о трезвомыслии. Доклад для IV Беломонархического совещания (30.1.2016) https://rusidea.org/6041
Навигатор монархиста. Ответы на вопросы о русской православной монархии https://srn.rusidea.org/90000
Все выдающиеся идеологи-монархисты в Русском Зарубежье считали, что после падения коммунизма в России сначала необходима переходная национальная диктатура для восстановления в народе должного уровня осознания смысла жизни и смысла России. Только такая диктатура, воссстановив русскую систему образования и науки, поощряя все здоровые ростки общественной жизни с подавлением всех разрушительных, способна сделать Россию достойной чуда Божия, о котором Вы, Никита, пишете. Но, к сожалению, предполылок для этого я не вижу, тем более на фоне строящегося Нового мiрового порядка, куда стремятся и правители Олигархата РФ. Господь не будет устанавливать монархию вопреки воле народа, который настоящую монархию не понимает и не желает.
ПС. Должен еще отметить, что в 1990-е годы В.М. Клыков приглашал меня как докладчика о престолонаследии участвовать в его региональных "Земских Соборах" в Курске (1997), в Крыму (1999), С.-Петербурге (2000), кажется еще было такое мероприятие в Белгороде. Это, конечно, не были настоящие местные Земские Соборы, и церковные владыки это не везде поддерживали, иногда просто пытались запретить (как было в СПб.) Но целью этого Соборного движения было возрождение самой идеи Земского Собора. Разумеется, без поддержки Церкви это затухло, и в своем последнем интервью Клыков сказал откровенно горькие слова о такой Церкви:
«...Все прогнило: начиная с высшего аппарата и кончая иерархами в Церкви. Меня поражает теплохладность и равнодушие… Вы простите меня, но я не могу видеть тех заевшихся архиереев, которые сооружают для себя княжеские покои … Стучишься туда, но как будто броней обита дверь. Я за последние двадцать лет ни разу не видел, чтобы наша Православная Церковь в лице ее иерархов, возвысила голос в защиту русских писателей, патриотов». https://rusidea.org/23114