7/20 августа 1906 года был принят Устав «Союза русского народа» ‒ ведущей русской национальной и консервативной общественной силы начала ХХ века.
Обычно создание представительных учреждений в Российской Империи в начале ХХ века рассматривается как уступка Самодержавия требованиям «прогрессивных сил», отход от традиционных принципов русской государственности, шаг в сторону «цивилизованного человечества».
Действительно, Манифест 17 октября 1905 года был издан в разгар революционных беспорядков. Но работа по подготовке к созданию представительных учреждений велась еще с конца 90-х годов XIX века. Решение о создании представительного органа на общеимперском уровне было принято еще в 1903 году, а его реализация была отложена под влиянием внешнего фактора – русско-японской войны. Конечно, революционные события оказали некоторое влияние на новый закон и механизмы его реализации, но замысел привлечь русский народ к государственному управлению остался неизменным.
Весной 1905 года началось формирование самой массовой общественно-политической организации Российской Империи – Союза Русского Народа.
В наших школьных учебниках и популярной литературе до сих можно встретить скептические и пренебрежительные отзывы об этой организации. Создавалась она-де по указанию правительства, ничего хорошего не делала, разве что громила революционеров, да и то неудачно. Не пользовалась популярностью среди рабочих, не имела своей программы, а к 1917 году сошла на нет и не сделала ничего, чтобы спасти страну от революции. И, конечно, всем ее членам были присущи невежество и махровый антисемитизм.
Эти представления весьма далеки от реальности. Если мы подробно рассмотрим, устав организации, принятый 7/20 августа 1906 года, то увидим следующее:
Во-первых, государственные структуры не были причастны к созданию Союза русского народа – организация создавалась «снизу», инициативными патриотами. Более того, выражая верность трону и монарху, члены Союза оставляли за собой право на критику деятельности администрации, считая что «современный бюрократический строй, заслонивший светлую личность русского царя от народа и присвоивший себе часть прав, составляющих исконную принадлежность русской самодержавной власти, привел отечество наше к тяжелым бедствиям, и потому подлежит коренному изменению».
Во-вторых, она была национальной, но всесословной: Членами Союза могут быть только природные русский люди обоего пола, всех сословий и состояний. Пресловутый антисемитизм сводился к запрету евреям вступать в ряды организации, но подобная практика была характерна для партий того времени, имеющих национальную окраску – устав еврейской партии Бунд допускал членство в ней исключительно пролетариев-евреев, о том же говорили и программные документы Польской социалистической партии.
В-третьих, главной целью новой организации была отнюдь не борьба с революцией, а «развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на пользу дорогого нашего отечества — России единой и неделимой».
Своими задачами партия видела: «просвещения народа для развития в населении сознательной политической жизни в духе самодержавия и для распространения в населении христианских начал, укрепляющих патриотическое чувство и чувство долга перед отечеством, обществом и семьей. Намеченная просветительная деятельность Союза осуществляется путем открытия возможно большего числа школ, путем устройства чтений, собраний, бесед, распространением книг и брошюр соответственного направления и путем издания своих газет, журналов и т.п.».
Насколько деятельность организации была успешной? Пройдя определенные кризисы, Союз русского народа стал самой массовой российской общественно-политической силой. Этому не помешало ни скептическое отношение со стороны администрации и бюрократии, ни яростные нападки революционеров и прогрессистов. Нападки отнюдь не сводились к выпадам в прессе или дискуссии в стенах Думы. Многие члены Союза стали мишенями для революционеров-террористов. Попытки же к самообороне рассматривались прогрессивной печатью как «реакционный террор».
Массовость и интриги привели к разделению организации на несколько ветвей, но на местах внутренние разногласия отходили на второй план перед дружной созидательной, просветительской и экономической деятельностью.
Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война еще больше сплотила русских монархистов. Члены Союза вели активную работу по помощи действующей армии, очень многие добровольно ушли на фронт. Последнее привело к почти повсеместному роспуску дружин самообороны – своего рода силовых структур партии – их члены, надев военную форму, сражались с врагом внешним [и многие погибли на фронте смертью храбрых. ‒ Ред.].
Военные тяготы и нарастающие внутренние проблемы не укрылись от руководства организации. Здесь видели, какие настроения получают все более широкое распространение в обществе, кто распускает злые слухи.
В конце 1916 года Главный совет СРН создал и передал на рассмотрение министра внутренних дел А.Д. Протопопова документ, озаглавленный «Сводка общих положений и пожеланий», в котором заключался как подробный анализ ситуации, так и конкретные предложения к правительству по преодолению кризисных явлений. Неопытный министр не сумел или не успел толком использовать эти предложения, которые многие современные историки считают адекватными и небезынтересными. В любом случае, вопреки мифологии, члены Союза русского народа не бездействовали, а пытались на фронте и в тылу помочь своему Отечеству.
Одним из первых распоряжений Временного правительства деятельность Союза русского народа была запрещена, а на его членов обрушился революционный террор. Верные своему Государю, многие из них разделили его трагическую участь.
Но если бы не революция и последующая клеветническая кампания, как бы сейчас вспоминали о Союзе Русского народа?
Александр Музафаров
Источник: "Двуглавый орел"