Обвинения татарскими национал-сепаратистами русских активистов в нелюбви к татарам и татарскому языку - не состоятельны
(Ко "Дню памяти" татарского народа)

Октябрь, у татар приближается так называемый "день памяти" – 2/15 октября 1552 года Казань была взята войсками Иоанна IV Грозного. И, вот, о чём хотелось вспомнить в связи с этим.

Я и мои соратники по Русскому Делу в Татарии всегда ощущаем раздражение и даже агрессию, исходящие со стороны татарских националистов, дескать, вот, не любите вы татар и язык наш ненавидите. Исключением являются, пожалуй только этнолог Дамир Исхаков и председатель Всетатарского общественного центра Фарит Закиев. В остальных случаях нашу борьбу за русский язык называют борьбой против татарского языка, а борьбу за интересы русских называют борьбой против татар.

Оправдываться я не собираюсь, более того скажу, что татарский язык я учить уже точно не буду, и пусть на это никто не обижается. Однако с поступающим негативом жить-то тяжело, и, как настоящий русский, начинаешь рефлексировать.

Вот, в "день памяти" 15 октября сотня-другая татарских активистов соберётся вспомнить присоединение Казанского ханства к России. Будут ругать «страну-завоевателя» и «русских оккупантов» – нас, получается, своих соседей, уже почти как 500 лет живущих в общем доме. Странно грезить по утерянному ханству, если за последние почти 30 лет не смогли его возродить, хотя, как известно, «суверенитету» безо всякой меры разрешил брать Ельцин... Только верхушка местная хорошо обогатилась на идеях этого суверенитета, и потомков ещё на многие поколения своих обеспечила. Но это не главное. Уникальное, думал я всегда, явление – отмечать собственное поражение. Но, раз выходят в этот день на площади – значит, зачем-то надо? Ну и ради Бога. И, вот, в октябре 2013 г. мы с живым ещё тогда профессором Александром Леонидовичем Салагаевым выступили с заявлением в поддержку установления памятника защитникам Казани http://www.rus-rt.ru/main/zayavlenie-1552.aspx . Он – в статусе председателя Общества русской культуры Республики Татарстан, я – от аналогичной Казанской организации. Причём предложили очень оригинальное и примиряющее решение – установить этот памятник на берегу реки Казанки невдалеке от Храма-памятника православным воинам, павшим при взятии Казани (Храм Спаса Нерукотворного), немного выше по течению реки, засыпав мелководный заболоченный залив, грунтом. На этой территории предложили насадить там Парк дружбы народов, разделив его Аллеей дружбы народов с выходом на берег с видом на кремль между Храмом-памятником и памятником защитникам Казани.

Как мы считали и теперь считаем, и так и написали в данном заявлении, что решением поддержать нашу инициативу «руководство Татарстана могло бы похоронить все исторические обиды и поставить жирную точку в «русско-татарском вопросе».

Никакой внятной реакции на наше предложение так и не прозвучало.

По-видимому, кому-то и в нынешних властях региона по-прежнему выгодно держать вопрос исторической памяти, а если точнее – исторической обиды в актуальном, горячем виде. Пусть не многие тысячи, как в 90-х, пусть даже сотня, в основном пенсионеров и по инерции – но пусть тлеет огонёчек гнева татарского народа – авось когда и пригодится.

Излишне говорить, что и у нас ведь, русских, православных, тоже память имеется, в том числе – историческая. Но не ноем же, не обвиняем за разбои, грабежи, воровство людей и продажу их в рабство, за вероломство. И не попрекаем тем, что вопреки законам средневековья оставили побеждённый народ жить на этой земле и участвовать в формировании единого общего государства. Чтобы его представители через сотни лет свой "день памяти" проводили.

Есть у нас такая поговорка: «Кто прошлое помянет – глаз вон. А кто забудет – оба». По ней и живём.

А память 15 октября – у нас по Блаженному Андрею Цареградскому Христа ради юродивому, прозорливцу. Вот – образец смирения был христианского, но в то же время сколько нечестивых обратил в веру истинную! 

А ещё 15 октября у нас память по мученикам Казанским Борису, Василию, Димитрию, Иакову, Иоанну, Михаилу, Петру, Сильвану, Стефану и Феодору.

Известно, что Петр и Стефан были татарами, жили в Казани, отказались от мусульманства и приняли православие, Стефан после крещения исцелился от двадцатилетней расслабленности ног. Соплеменники изрубили его на части, разметали тело, а дом разграбили. Петра до смерти забили его же родственники за принятие православия.

Иоанна, изрубили мечами за то, что не захотел поклоняться Магомету.

Православные пустого негодования чужды, молятся, поминая своих мучеников…

А 14 октября у православных великий праздник – Покров Пресвятой Богородицы. Между прочим два храма есть в России в честь этого праздника, такие, что считается – пока они стоят – стоит и Россия. Это - Церковь Покрова на Нерли под Владимиром и Храм Покрова на Рву, более известный, как Собор Василия Блаженного – что на Красной площади в Москве.

А ещё в октябре празднуется Покровская родительская суббота. По всей России она празднуется в ближайшую субботу перед праздником Покрова, а в Казанском крае по преданию – после, причём установил это ещё сам государь Иоанн IV Грозный специально чтобы поминать души православных воинов, павших при взятии Казани.

Вот – такая у нас память в октябре.

И напоминаю ещё раз о нашем предложении увековечения памяти защитникам Казани – как к татарским активистам, так и региональной татарской власти.

Вот, даже схему местности для убедительности накидал.

И про татарский язык, хоть и не наша это забота – думаем постоянно, как успокоить татар, что мы – не против их языка, но изучать его можно только добровольно – иначе это бесполезно. И пока нет у нас никаких идей по сохранению татарского языка кроме единственной – чтобы весь груз ответственности за него несли сами татары. И, вроде бы уже всё больше лидеров и мыслителей татарского народа с этим соглашаются.

А, вот, в конце 2015 года лично я совершил вполне практический шаг в помощи татарам в сохранении их языка и культуры – как председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, обратился к губернатору Тюменской области поддержать восстановление татарской школы в одном из селений под Тюменью. Просто услышал в Москве на конференции об этой беде сельчан-татар, и написал открытое письмо губернатору Владимиру Якушеву. Чуда не совершилось, но в деле пошли подвижки, нам сельчане писали с благодарностью.

Так что – обращайтесь, поможем, чем сможем.

А память – пусть уж будет, у кого какая есть…

Михаил Щеглов
председатель Общества русской культуры Республики Татарстан,
председатель Казанского отделения Русского собрания

10 октября 2017 г.

ПС. Анонимное голосование

Есть ли проблема татарофобии у русских активистов и русофобии у татарских активистов?

1. Татарофобии у русских активистов скорее нет, а русофобияи у татарских - скорее есть

71,2% ‑ 227

2. Татарофобии у русских активистов скорее есть а русофобияи у татарских - скорее нет 5,3% ‑ 17

3. И у тех и у других достаточно "национальной фобии" к иным, чем они ‑ 11.9% ‑ 38

4. Считаю, что "национальной фобии" нет ни у русских, ни у татарских активистов ‑ 8.2% ‑ 26

5. Другое (комментировать) 3.4% ‑ 11

Проголосовало 319 человек.

Источник: https://vk.com/id11333148

+ + +

См. на эту тему в календаре "Святая Русь":

2.10.1552 (15.10). — Покорение Казани войсками Иоанна IV Грозного

Возражая историкам-западникам, утверждавшим о «жестоком империалистическом» характере завоевания Иоанном Грозным Казанского и Астраханского ханств, философ И.А. Ильин перечислил все многочисленные и опустошительные нашествия татар на Русь, в том числе и после «стояния на Угре» (1480) – в 1521, 1537, 1552, 1571 (сожжение Москвы), 1591 гг. – и сделал вывод: «Татары громили Московское царство с трех сторон: от Казани, от Сарая и из Крыма... Москва имела все основания считать Казань своим опаснейшим врагом: казанские татары были ближайшими, а потому и наиболее предприимчивыми громилами... Тогдашний полон был явлением жестоким: он вел к пожизненному рабству с правом продажи в другие страны. По словам летописи: татары русских «куют (в цепи) и по ямам полон хоронят». Тотчас же после завоевания Казань выдала русских пленников...; 60.000 пленных вернулось из Казани только через Свияжск; и несметное число вернулось на Вятку, Пермь, Вологду. Общее число освобожденных из одной Казани, наверно, доходило до 100.000 человек. Это означает, что татары искореняли Русь не только грабежом, огнем и боевым мечом; они изводили ее и рабством плена...

Казанское ханство в период 1467-1560 гг. переживало гражданскую войну, вызванную необходимостью переосмысления своего места в міре и выбора ориентации. Причем большинство татар в итоге с оружием в руках встали на сторону Москвы. Взятие Казани – это не злобное русское нашествие, а результат борьбы за осколки Золотой Орды между Москвой и Стамбулом, ставшей актуальной после падения Византии. Эта борьба вылилась в гражданскую войну в Казанском, Астраханском, Крымском ханстве и Ногайской орде. Причем если в Казанском и Астраханском ханстве в этой борьбе победили прорусские силы, то в Крымском – протурецкие. Вхождение татар в состав России было добровольным и осознанным выбором, путь к которому в силу тогдашних геополитических реалий и противоборств был труден и кровав. Уже одно то, что во время русской смуты татары поддержали Русское государство, а не ляхов, говорит об этом…