Солнце Земли Русской
Согласно церковному православному календарю, святой благоверный Великий Князь Александр Невский родился ровно воcемьсот лет тому назад, 30 мая 1220 года, в городе Переславль Залесский. Хотя в некоторых источниках указывается, что он родился 13 мая 1221 года). Когда он скончался, эту весть тогда митрополит Кирилл возвестил словами: «Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле».
Князь Александр Невский был сыном переяславского князя Ярослава Всеволодовича, внуком Великого князя Всеволода Большое Гнездо и прямым потомком великих русских князей Владимира Мономаха, Ярослава Мудрого и Святого Владимира. Его младший сын Даниил Александрович был первым московским князем и родоначальником московской ветви Рюриковичей.
Когда перечисляешь наших русских Великих князей и Царей, то всякий раз невольно удивляешься этому длинному перечню весьма талантливых и блестящих личностей, которых дала Руси наша русская Монархия. Ни одна партия этого никогда не сможет сделать. Каждая исторически значительная страна отличается от других стран не только своей территорией, климатом, населением и собственным суверенным правительством, но также и своими отличительными духовными, мировоззренческими, культурными и бытовыми характеристиками. Именно в этом заключается подлинный «плюрализм», в хорошем понимании этого слова.
Да и сама демократия, склонением каковой на все лады сегодня прикрываются многие пороки, абсолютно немыслима без реальной возможности для всех стран свободно выбирать себе свой собственный исторический и мировоззренческий профиль. Этот исторический профиль формулируется во всех странах главным образом их выдающимися историческими лидерами.
Одним из основных признаков такого «лидерства» является несомненное, очевидное и практически единодушное соборное согласие ряда поколений данного народа в безоговорочном признании своих определённых великих людей такими выразителями общей народной исторической воли. Пользуясь современной терминологией, можно сказать, что такое соборное согласие является высшей формой «консенсуса», «консенсуса» устойчивого, выходящего за рамки сиюминутных высказываний во время демографических опросов, консенсуса простирающегося на многие поколения народа. Значит, это не партийный, а общенародный консенсус.
Например, никто в США не сомневается в таком лидерстве Вашингтона, Джефферсона, Мэдисона и Линкольна. Их высказывания и определения являются важной составной частью мировоззрения этой страны. Национальное и государственное мировоззрение России тоже формулировалось и определялось, в течение более чем тысячи лет, её великими людьми и вождями: Святым Владимиром, Ярославом Мудрым, Владимиром Мономахом, Святым Александром Невским, Святым Димитрием Донским, Святым Сергием Радонежским.
Уже в современную эпоху этот список наших исторических национальных лидеров можно дополнить такими именами, как генералиссимус князь А.В. Суворов, Святой Феодор Ушаков, адмирал П.С. Нахимов, Великий Князь Константин Константинович, и так далее. Нельзя также забывать и наших многочисленных великих деятелей русской культуры и русской науки, несметно обогативших своим творчеством мировую цивилизацию. Например, сегодняшняя наука немыслима без путеводных достижений таких великих русских гениев, как Ломоносова, Лобачевского, Циолковского и Менделеева. Также и в мировых литературе, музыке и в остальных отраслях искусства Россия имеет своих не менее достойных и не менее выдающихся представителей. Причём весьма знаменательно, что все они творили в общих рамках нашей великой русской культуры, в согласии с нашим русским мировоззрением.
Святой Александр Невский занимает ключевую позицию в русской истории и в русском мировоззрении. Хронологически его жизнь проходила не только на стыке двух великих периодов русской истории, когда заканчивалась её славная Новгородско-Киевская эпоха, длившаяся ровно четыре века от основания Русского Государства в Новгороде в 862 году до смерти самого Святого Великого Князя Александра Невского в 1263 году . Именно от него, через его сына Даниила, первого Князя Московского, началась та ветвь русских Государей, которая снова воссоединила всю Русь, после её тогдашнего первого расчленения.
Кроме того, Святой Александр Невский оставил России навсегда свое духовно-политическое завещание, в основном состоящее из двух заветов, бывших для неё фундаментальными с самого начала Русского Государства: сохранение Россией своей самобытности и своей правды. При Святом Александре Невском самобытность наша оказалась одновременно подверженной двум смертельным опасностям, с Востока и с Запада. Как видно, именно тогда, уже при Святом Александре Невском, наступила для нас та же самая геополитическая современность, которая продолжает угрожать нам и сегодня. Так что тогдашняя удачная политика этого нашего великого государственного деятеля является в этом отношении для нас и сегодня направляющей.
Особенно это касается его категорического отказа от нашего духовного самоубийства перед Западом, с ошибочной надеждой обеспечить себе этим лучшие позиции в глобальной перспективе. При этом нельзя не отметить мудрую, но малоизвестную, реакцию св. Александра Невского на другую тогдашнюю опасность, c Востока. Это была опасность смоубийства физического. Алекандр Невский был не только талантливым полководцем, в двадцатилетнем возрасте добившимся блестящей победы над опытными и матерыми западноевропейскими рыцарями, но и дальновидным политиком и дипломатом. Он лично сыграл немалую роль в достижении автономии от Золотой Орды, тогда поработившей Русь, от монгольского центра татарской империи. Со временем, Золотая Орда, уже ставшая тюркским главным образом половецким государством, но с династией монгольского происхождения, распалась на ряд автономных тюркских ханств, сохранявших монгольское наименование «татар» , каковые затем поэтапно вошли в состав Всеросcийской Империи.
Идея русской правды присутствовала неизменно в Русском Государстве с самого его основания. Сегодня, в русском языке понятие «правды» зачастую приравнивается к понятию «истины». Однако, это понятие истины, в свою очередь, тесно связано с понятиями права и закона. Например, греческий термин «dikaiosyne», соответствующий латинскому «justitia», в четвертой евангельской заповеди блаженства переводится как «правда». Это слово встречается в Новом Завете более восьмидесяти раз. Поэтому «русская правда» – это скорее «русское право», чем «русская истина», что и подтверждается названием первого русского Свода законов, составленного Великим Князем Киевским Ярославом Мудрым в XI веке. В свою очередь, латинские слова veritas, verus и немецкое слово Wahrheit, обозначающие «истину», этимологически родственны русскому слову «вера», что указывает на тесную смысловую связь между этими понятиями.
Если принять во внимание, что в ветхозаветном и в христианском пониманиях право, в конечном итоге, восходит к Закону, данному Богом, то в обоих этих понятиях «истины» и «права» мы находим объективную и даже абсолютную основу. Абсолютный характер правды подтверждается в русском языке и в области музыки выражением «не врите», в смысле: «вы взяли неправильную ноту». В данном случае, истина одна, так как в музыке правильную ноту можно точно определить и выразить точным числом колебаний звука. Таким образом, «правильная нота» одна, абсолютна, то есть не относительна. Только отклонения от этой одной определенной частоты т. е. «враньё» могут быть множественными плюралистичными и относительными по отношению к ней.
Таким образом, известное и популярное изречение Святого Александра Невского «не в силе Бог, а в правде » имеет не только политический, но и гораздо более глубокий историософский и философский смысл.
Хронологически – первое упоминание о праве в нашей истории находится в описании самого учреждения нашего Государства. Летопись отмечает под 862 годом первое учредительное суверенное решение нашего народа: «Реша сами в себе: поищем себе князя, иже бы володел нами и судил по праву» «Править по праву» является главной идеологией Русского традиционного государства. Известный аргентинcкий политолог Гарсия Вентурини обращает внимание на слова Святого Александра Невского на Вече, когда новгородцы ему кричали «Княже, мы любим тебя». Он им тогда ответил: «Я к вам прибыл не для того, чтобы вы меня любили, а для того чтобы я вами правил». Русские князья и цари не занимались демагогией и не нуждались в ней, а служили России. Поэтому, на раке Святого Благоверного Великого Князя Александра, его заслуги перечислены весьма кратко: Тщательно проходил свое служение.
На Втором Общекадетском Съезде в Санкт-Петребурге, в сентябре 2009 года, мы, все участники этого Съезда, прикладывались к раке и могли прочеcть это определение заслуг Святого Александра.
В то же самое время соседние викинги утверждали: «Мы не признаем другого права, кроме права меча, у нас нет иной цели, кроме умерщвления врагов и грабежа». Им отвечал первый русский новгородский епископ Лука: «Имейте любовь ко всякому человеку… Люби правду и за правду, за Божий закон, будь готов умереть». При епископе Луке строилась новгородская Святая София, как завершение трёхсегментной духовно-геополитической оси Константинополя, Киева и Новгорода, с одноименными храмами, посвященными Премудрости Божией .
Наш народ всегда сознавал жизненную необходимость правды и права. Это сознание проходит красной нитью через всю нашу историю и связывает собой легитимную власть с народом. Именно отсутствие этого нашего высшего принципа у временщиков, самозванцев и воров всегда обличало их власть как нелегитимную. Уже киевляне говорили князю Игорю: «Аще кому будет из нас обида, то ты прави». Его правнук, Великий Князь Киевский Ярослав Мудрый, составляет «Русскую правду», первый Свод русских законов. Летописец видит высший беспорядок в том, что во время болезни сына Ярослава Мудрого, Князя Всеволода, «людям не доходити княжей правды».
Сын Всеволода, Великий Князь Владимир Мономах, в своем Завещании указывает своим детям-воинам: «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю... Всего же более, убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не позволяйте сильным погубить человека… Ни невинного, ни преступного не убивайте ни велите убивать; хотя и будет достоин смерти, не губите никакой христианской души». Летописец говорит про Владимира Мономаха: «Милостив же бяше паче меры, поминая слово Господне».
Легитимный носитель Верховной Власти в России должен быть Удерживающим от беззакония, «устрояющим словеса на суде, хранящим истину в веки, творящим суд и правду по среде земли», как говорит митрополит Никифор в своем послании Владимиру Мономаху. Легитимность власти оправдывается, во-первых, её не узурпаторским сиречь не революционным происхождением. При своей смерти, отец Владимира Мономаха, Князь Всеволод, говорит сыну: «Аще ты подасть Бог прияти власть стола моего, по братьи своей, с правдою, а не с насильем». И, во-вторых, своим полным подчинением тем целям, которые весь русский народ соборно считает для себя высшими. Всё это и было резюмировано Святым Александром Невским семью словами: «Не в силе Бог, а в правде».
Однако, сегодня этот наш девиз приобретает еще одну весьма важную, доселе мало замечавшуюся проекцию. Ведь это сегодня, как и тогда, как и всегда, подлинная альтернатива по отношению к другой, выше отмеченной программе, выраженной словами: «Мы не признаем другого права, кроме права меча». Согласно этому нашему девизу, только право и правда являются подлинной альтернативой для меча. Вернее, меч вообще только и допустим и оправдан, если он служит инструментом права. Сегодня весь мир жадно жаждет такой альтернативы права и правды. Другой альтернативы у мира нет, тем более после позорного провала всех космополитических идеологий, пытавшихся подменить своими мифами коренные нравственные принципы человечества, в том числе и права.
Весь мир сегодня знает, иногда подспудно, а зачастую и сознательно, что только Россия, если она вернётся на свой собственный правильный путь, может быть глобальным катализатором такой альтернативы правды, истины, права и справедливости. «Якоже чада света ходите: плод бо духовный есть во всякой благостыни и правде и истине» (Еф. 5, 8-9). Кроме того, именно сегодня одновременное требование истины и справедливости стало особенно актуальным после систематических злодеяний разных человеконенавистнических диктатур ХХ века.
В Латинской Америке все левые течения, включая даже и коммунистов, давно выдвинули требование: «Verdad y Justicia» ‒ истина и справедливость . Ведь, после многих злодеяний, сегодня уже невозможно судить всех виновных, но необходимо хотя бы, чтобы истина об этих злодеяниях была недвусмысленно установлена. В этом заключается минимальная справедливость, от которой никто не имеет права отрекаться.
Сегодня часто подымается и вопрос о необходимости объединений, в том числе кадет, суворовцев и нахимовцев. Однако подлинное объединение, как и подлинная свобода, возможны только лишь в истине и правде, или, как говорят по-испански сегодня в Латинской Америке: «en verdad y justicia». «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоанна, 8, 32). Объединение требует также и устранения разъединяющей символики, ибо оно возможно только лишь под объединяющей символикой наших общих предков. В рамках именно таких всеобщих надежд на конечное торжество истины и правды, и с целью их подтверждения, немногие еще живые русские зарубежные кадеты и выдвинули сегодня снова этот наш общий старый непобедимый русский девиз: «Не в силе Бог, а в правде ». Кадетский Президиум Русских зарубежных кадет установил девизом XIX Кадетского Съезда русских зарубежных кадет, состоявшегося в сентябре 2007 года в Москве, это изречение Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Так гласило и первое изречение на арках храмового свода в Первом Русском Великого Князя Константина Константиновича кадетском корпусе, в Белой Церкви, в Югославии. День Святого Алекандра Невского 6 декабря по новому стилю был корпусным Праздником этого корпуса. Это изречение стало девизом всех последующих кадетских съездов. Четвертый Общекадетский Съезд, состоявшийся в Хабаровске в 2014 году, который я имел честь открыть, тоже имел своим девизом эти слова святого Александра Невского. В этом отношении, кадеты, суворовцы и нахимовцы сегодня стали в авангард русской мысли.
И.Н. Андрушкевич
Кадетское письмо № 124. Буэнос-Айрес, май 2020 года.
Издатель и редактор: И. Н. Андрушкевич, кадет I Р.К.К.
Почтовый адрес: Igor Andruskiewitsch. Calle Entre Rios 2628. 1653, Villa Ballester. Argentina. Эл. адрес: kadetpismo@hotmail.com
Блог: http: //i7andruskiewitsch.blogspot.com.ar
Добрый день .Вопрос не по теме но интересно знать ваше мнение . Как Вы думаете почему о СВЯТОМ МЛАДЕНЦЕ-МУЧЕНИКЕ ГАВРИИЛЕ БЕЛОСТОКСКОМ ни когда в РПЦ не говорят,я одно время пытался найти, купить икону и не нашел.
Не говорят страха ради иудейска.
В беседе со священником я сказал , что чувствую ненависть к ним и к коммунистам всех времён , он мне ответил что не понимает почему я к ним так отношусь , он сказал что они ни в чем не виноваты. Не понимаю как быть черносотенцы это православные люди, среди их были великие, умнейшие люди , их поддерживали многие священно служители если не вся православная церковь . Как ходить на исповедь или РПЦ стала другой я в замешательстве как дальше быть. Но иудейская семья прятала у себя А.И. Деникина от большевиков. Может среди их есть хорошие люди ? Но как понять он ли это , если они прячутся под русскими фамилиями , стригут свой кудри и одеваются по другому. Один мне человек сказал что они не могут пить молоко и от их постоянно пахнет трупным запахом это сильно чувствуется у их в домах.