Будучи почти 500 лет придворной мечетью османских султанов, Святая София была в 1934 году переделана Ататюрком в музей. Символически порвав историческую связь выстраиваемой им светской Турции с Османской Империей.
Современный президент Турции Эрдоган, называющий своих сторонников «потомками османов», недавно вновь заговорил о превращении собора Святой Софии в мечеть. 2 июля этот вопрос будет рассматривать Государственный совет Турции. Эти намерения вызывают не только в православных странах, но в самой Турции известные тревожные ожидания. На Балканах хорошо помнят многочисленные предсказания, связанные с храмом Святой Софии и возвращением Константинополя в православные руки.
Россия как Срединная Империя
О каждом народе есть свой особый промысел Божий. Известная только Царю Небесному историческая земная задача, которая поручается к исполнению тому или иному народу на Земле.
Когда же «наполняется мера беззаконий» народа, вследствие безнравственности, несправедливостей или жестоких отношений к другим народам, Бог производит суд над ним. Турция рискует быть взвешена на этих нелицеприятных судейских весах и может оказаться слишком лёгкой, чтобы продолжить дальнейшее своё существование. И её территория станет добычей соседних народов.
Россия, как наследница Византии, как Третий Рим в этом случае, не останется без своего законного достояния.
Великий Д. И. Менделеев писал: «Россия – более чем какая-либо иная страна – Срединное Царство, заинтересованное в ходе и направлении международных отношений» (Дополнения к познанию России. СПб., 1907. С. 17.)
На Балканах хорошо помнят многочисленные предсказания, связанные с храмом Святой Софии и возвращением Константинополя в православные руки. Фото: salajean/Shutterstock
Именно в силу своего срединного положения между Западом и Востоком, являясь Севером по отношению к Югу, Россия во многом открыта всем внешнеполитическим течениям мировой политики.
Русское государство на протяжении пятисот лет было активным участником во многих международных противостояниях. А русская колонизация, вслед за политикой, шла по направлению к своим естественным границам, т.е. «от моря до моря».
Собственно, малоазийско-кавказская колонизация, направленная в меридиальном направлении (т. е. с севера на юг), как её называет русский политический географ В. П. Семёнов-Тян-Шанский, существовала в исторической действительности начиная с первых русско-турецких войн.
Мировая история показывает, что уклонение государства от активной внешней политики приводит к внутреннему ослаблению и упадку. Экономная закрытость, поглощённость только внутренними интересами уменьшает жизненные силы народов и приводит их в конечном итоге к неспособности даже защищаться. Именно для сохранения и увеличения своего государственного могущества Россия должна вести активную мировую политику.
Русские люди существуют в своей истории, в разных ипостасях и как имперские строители своего государства, и как национальный культурный союз, и как крупнейшая часть Православного мира Вселенской Церкви.
Собственно, русские цивилизационно и родились как церковная национальность, православная общность, для которых русский сектант или воинствующий русский атеист не воспринимается как русский, в отличие от православных людей других национальностей. Глубоко церковное русское сознание осознанно молится, воздавая хвалу Пречистой Богородице за избавление в IX столетии Царьграда от нашествия нечестивых (проторусских) язычников и потоплении их в волнах Чёрного моря.
А потому современные события в Турции, связанные со святыней православного христианства, не пустой звук для русского сердца.
Долгая русская дорога в Константинополь
С конца XVI века постоянные набеги крымского хана, вассала турецкого султана, обращают внимание Москвы к делам на южном направлении.
При первых Романовых покровительство православным на Востоке становится важным и постоянным принципом русской восточной политики.
Уже князь Потёмкин предлагает смелый «Греческий план» разгрома турок и образования Греческого царства во главе с Великим князем Константином Павловичем, братом будущего Императора Александра I.
Именно при Императрице Екатерине II было сломано турецкое представление о Чёрном море как о внутритурецком водоёме. Великая задумка началась с присоединения в 1783 году Крыма, Тамани и Кубани. Завоевание Крыма было только началом «Греческого плана», что подтверждает надпись, сделанная на воротах Севастополя в 1787 году, во время путешествия Императрицы: «Дорога в Константинополь».
Павел I, в целом не склонный к следованию екатерининским начинаниям, в отношении «Греческого плана» шёл в том же направлении. Написанная по его поручению записка Ростопчина продолжала греческую идею Императрицы. Турцию предполагалось разделить между нами и французами. Её балканские владения с архипелагскими островами должны были составить Греческую республику, а затем соединиться с Российской Империей.
Его сын, император Александр I, следуя написанной графом Румянцевым записке «Общий взгляд на Турцию», так же рассчитывал на овладение Константинополем с окрестностями.
Да, собственно, и вся последующая русская политика на Балканах стремилась к освобождению угнетённых православных народов, к захвату проливов Босфора и Дарданелл и взятию самого Константинополя. Русские славянофилы, почвенники, консерваторы все писали и единогласно действовали в фарватере восточной русской политики. Фёдор Михайлович Достоевский сформулировал в своём дневнике это стремление как национальный лозунг: «Константинополь должен быть наш».
Последующие императоры – и Александр III, и Николай II – строили планы русских десантов по захвату Константинополя. По договорённостям с союзниками после победы в Первой мировой войне Российская Империя должна была, наконец, получить и проливы, и Константинополь.
Фреска из храма св. Софии
Русский философ князь Е. Н. Трубецкой в 1915 году говорил:
«Константинополь – та купель, из которой предки наши приняли крещение, и место нахождения великой православной святыни, которая оказала могущественное определяющее влияние на духовный облик православной России. Я говорю, разумеется, о храме святой Софии, превращённом турками в мечеть. Волею судеб именно с этим храмом связано самое глубокое и ценное, что есть в нашей душе народной, – центральная идея русской религиозности, а по тому самому – и религиозная миссия России – та её евангельская жемчужина, ради которой она должна быть готова отдать всё, что имеет". Князь-философ не забывал и о материальной составляющей: "Едва ли не три четверти вывозимого нами хлеба проходит через проливы; и, стало быть, вопрос о проливах есть вместе с тем вопрос обо всём экономическом настоящем и будущем России, о возможности для нас других кормить и самим этим питаться».
Знаменитый русский богослов митрополит Антоний (Храповицкий) в своей статье «Чей должен быть Константинополь?» уже строил послевоенные планы на восстановление Византийской Империи, объединение всего греческого народа в одном государстве и совместном с Российской Империей натиске дальше на юг, на Ближний Восток. Соединение нашего Кавказа железными дорогами с Сирией и Палестиной и заселение русскими людьми этих территорий, в помощь православным арабам. Митрополит был уверен, что «не пройдёт и десяти лет, как вся Палестина и Сирия обратятся в Владимирскую или Харьковскую губернию».
Современные события в Турции, связанные со святыней православного христианства, не пустой звук для русского сердца. Фото: Jochen Tack/Globallookpress
На апрель 1917 года Государь Император Николай Александрович планировал овладеть Царьградом. Но революция уничтожила все старания Русской Императорской армии и спасла Турцию от стратегического поражения.
Тем временем греческие войска во время Малоазийского похода (1919–1922) почти дошли до новой турецкой столицы Анкары. Но пришедший в России к власти Ленин со своими большевиками спас турецких революционных кемалистов поставками оружия и деньгами: 10 млн руб. золотом, более 33 тысяч винтовок, около 58 млн патронов, 327 пулемётов, 54 артиллерийских орудия, более 129 тысяч снарядов, полторы тысячи сабель, 20 тыс. противогазов, 2 морских истребителя и «большое количество другого военного снаряжения». Победа кемалистов закончилась массовой резнёй христиан и эмиграцией оставшихся в живых.
Эрдоган может стать могильщиком Турции
Президент Эрдоган думает, что превращением Святой Софии из музея в мечеть он сможет дать некий симметричный ответ США в отношении передачи Голанских высот Израилю. На самом же деле этот шаг никоим образом не может впечатлить или огорчить ни США, ни тем более Израиль. А вот создать напряжённость со своими православными соседями вполне может, так как Царьград с его Собором Святой Софии является святыней именно православного мира.
Сегодня история возвращается на круги своя. Повторяется, только в убыстрённом варианте. Крым с Севастополем вновь вернулись в состав России. Дорога в Константинополь, открытая Императрицей Екатериной II, вновь в наших руках. Путь открыт. И Эрдоган своими необдуманными шагами может подтолкнуть колесо истории. Стать невольным могильщиком Турции.
Михаил Смолин
Царьград
Комментарий СРН.
Это могло бы случиться, если бы в России была русская православная власть. На сегодняшний день это просто мечтания... И правители РФ не осмелятся брать Константинополь, если они струсили даже вернуть восставший русский Донбасс (в условиях безвластия на Украине), и США не позволят никому сокрушить члена НАТО Турцию из-за каких-то взбрыков Эрдогана, тем более, что на Православие всем им наплевать - оно и так для них "бельмо на глазу"...
См. также:
М. Назаров. Встреча двух павших Римов...
В эпоху Нового Мирового Порядка, когжа в след за католицизмом усиленно растлевается и Православие, подобные разговоры о Констнантинополе это не просто невинные прекраснодушные мечтания, но часть действий общей ереси жидовствующих, - разделяй и властвуй, сей смуту и раздор, уничтожай Православие изнутри.
Вся суть этой публикации в комментарии СРН.
Ребята, пора успокоиться и перейти к сбережению и приумножению Русского народа!
На комментарий Александр (от 2020-06-21): "... подобные разговоры о Констнантинополе это не просто невинные прекраснодушные мечтания, но часть действий общей ереси жидовствующих ...".
Статья очень нужная для правильного воспитания православных Патриотов. Спасибо Редакции!
Лично для меня прояснился вопрос о пророчестве, как таковом, Федора Михайловича Достоевского. Ну какой же Федор Михайлович пророк, коли не сбылось его пророчество "Константинополь будет православным"?
Оказывается, от Достоевского была скрыта информация, что масонами будут даны Англии прямые указания о препятствовании православным возвращение Константинополя, (что и случилось).
Человечество развивается через два сопряжённых процесса - этногенез и историю. Виток этногенеза длится 1500 лет, он делится на 4 периода. В третьем происходит суперэтнизация с расширением территории и включением новых этногрупп в общий этногенез. Параллельно формируется держава имперского типа. Тем самым в результате складывается суперэтнос. Последние примеры: турки, австрийцы, германцы, японцы, англо-саксы, русские в 17-20 вв. В 20 в. все благополучно переходят в периож старения и распада суперэтносов и государств - Османская и Австро-Венгерская, Германская и Японская, Британская и Российская-СССР империи.
Маловато, видимо, русских гробов с Донбасса, Ливии, Сирии и проч. весёлых местечек везут...
Если Константинополь будет "наш", то конец Константинополю. Где пройдет русский человек, там разруха и хаос.