Юрий Лебедев-Серб о книге А.Д. Степанова «Русская идея ХХΙ век». М.: 2021, 320 с.
Какова же русская идея образца 2021 года? — думает русский читатель, уподобляясь человеку, размышляющему об оружейных системах: пушка образца 1901 года, автомат образца 1942-го...
Справедливый подход, ведь идеология — тоже оружие.
Автор подобной книги — наверняка эксперт, его квалификационные показатели внушают доверие: историк, политолог, главный редактор интернет-портала, подающего себя в качестве церковно-политического (sic! — как выражал своё изумление Ульянов-Ленин). Наконец, он вождь «Русского Собрания» (не слыхали о таком? — значит, вы не читатель «Русской народной линии»). А ещё он — недавний член Союза писателей России. Руководители петербургского отделения Союза даже не предъявляли г-ну и товарищу Степанову требования посещать заседания какой-либо секции в отделении, разрешив ему оставаться заочником. То есть автор данной книги признан ценным кадром для писателей, желающих у него публиковаться.
Ценность книги А.Д. Степанова в объективном и вдумчивом изследовании тех тем и вопросов, за которые он берется. Это прежде всего статьи посвященные К.П. Победоносцеву, значению нравственного подвига Николая Второго, истории «Союза русскаго народа», прозванного «Чёрной сотней» (идеологический смысл прозвища в своё время хорошо разъяснил митрополит Iоанн Снычевъ), о мiродержательном характере подлинных империй (в противовес людоедским псевдоимпериям прошлого и настоящего), о чём тоже писал владыка, о евразийском характере будущей русской цивилизацiи и другие положения и выводы.
Сильной стороной разсматриваемой книги являются исторические статьи просветительского характера. Как историк — автор на высоте.
Как идеолог и общественный деятель-публицист — это несколько другая история. Автор предсказывает неизбежность «левого поворота» в России, разоблачает «православных антисоветчиков», поддерживает «православных сталинистов» и с симпатией говорит о светлом образе президента Путина.
Другими словами, как публицист актуальной тематики, человек сформировал свою позицию.
Когда-то он сказал автору этих строк буквально следующее: «Мы занимаем патриотическую нишу» - и эта фраза громом отозвалась в ушах как оксюморон. Для тех, кто понимает, читать меня далее не обязательно.
Но ради большинства всё же поясню, что патриот, довольствующийся «патриотической нишей», сознаётся в своем приспособленчестве. Но как же он уместится в нише вместе со своим «Руссским Собранием»? Только ужавшись до размеров ниши.
Но поскольку меня спросили, что я думаю о книге «Русская ИДЕЯ ХХΙ век», написанной/изданной А.Д.Степановым, то я продолжаю.
Книга составлена из статей, опубликованных автором на подначальном ему сайте ruskline.ru.
Поскольку о сильных сторонах книги сказано выше (к сильным сторонам стоит причислить и количество иллюстраций: въ том числе 5 фотографий А.Д. Степанова, плюс одна на обложке, и 2 фотографии В.В. Путина), то пора коснуться недостатков книги, вытекающих из недостатков позиции публициста и главного редактора.
Ряд материалов книги (приуроченной, кстати, к 60-летию автора) посвящены теоретизированию о том, что такое идеология и ее основы, что такое методология и методы и пр. Поскольку от подобных открытий русским православным патриотам и националистам ни холодно ни жарко, мы этого касаться не будем. Пусть эти экзерсисы оценивают философы и политологи.
Отчеканные автором «Русской ИДЕИ ХХΙ век» 10 постулатов российской государственности выглядят как попытка бросить вызов фундаментальному труду М.В.Назарова «Вождю Третьего Рима» - впрочем, постулат №7 звучит достаточно сильно. Хотя опасность выплеснуть вместе с мыльной водой и ребенка (т. е. государствообразующий русский народ) всегда остаётся — ибо самъ А.Д.Степанов пишет в другом месте, что по-прежнему, как и во времена Николая II, «нужна революция сверху» - однако сегодняшний лидер страны, как и свергнутый самодержец в начале прошлого века, на это не решается.
Отметим также те черты характера и деятельности А.Д. Степанова, которые объективно вредят той самой Русской Идее, которой посвящена эта книга.
Известно, что А.Д. Степанов высмеивал имевшие место публикации с призывом к созыву Земского Собора как источника легитимной отечественной власти в России, хотя роль и значение Земского Собора ему как историку должны быть хорошо известны. Предлогом для такого отношения был тезис, что отсутствие сословий в современной России не оставляют надежд на всесословный Земский Собор. Выходит, можно жить в стране и не сознавать свою принадлежность к определенному сословию — журналистскому, например.
Никак не поддерживал А.Д.Степанов и его «Русская народная линия» инициатив и политических кампаний ПДС НПСР (Постояннодействующего Совещания Национально-патриотических сил России) — очевидно, видя в НПСР серьезного конкурента своему микроскопическому «Русскому Собранию».
Никак не разоблачает «Русская народная линия» и систему партийных списков по оргнабору депутатов Государственной Думы — этот инструмент увековечения компрадорской власти и застоя, которому Земский Собор является единственной альтернативой. Ах, я и забыл: ведь Собор уже развенчан учёным вождём «Русского Собрания»!
Зато борьбу против православных фундаменталистов (как, например, Михаил Смолин, Владимир Семенко) РНЛ считает своей задачей - не потому ли, что главный редактор опасается их как своих конкурентов.
Претензия А.Д. Степанова на открытие/изложение Десяти постулатов российской государственности, сформулированных бегло и конспективно, ещё дождётся критики специалистов. Столь же поверхностно и претенциозно пытается А.Д. Степанов «актуализировать» знаменитую триаду графа С.С.Уварова «Православие, Самодержавие, Народность», обнаруживая недопонимание национального вектора третьей составляющей: национальные интересы страны как смысл государственной политики (полтораста лет назад не употребляли слово «национализм» и говорили «народность»). Такое толкование «народности» сейчас перекликается с тезисом обновленной «Стратегии национальной безопасности РФ» о сбережении народа.
Самомнение главреда вредит даже качеству возглавляемого им ресурса. Были времена, когда сотрудники РНЛ благодарили за присылаемую им правку языковых и логических ошибок в публикациях. Но в один прекрасный момент главред сказал: «Хватит! Я сам с усам!» — и перестал принимать к публикации материалы автора данных строк.
«Если идеология суть эрзац-религия...» - пишет А.Д.С. (стр.51), не подозревая о том, что суть является глаголом только во множественном числе (есмь, еси, суть) и что стоило писать не столь «красиво», а нормально: «Если идеология есть эрзац-религия...»
Странной мне кажется ссылка на «политолога из Парижа» (неоднократный автор РНЛ) Евгения Вертлиба... Известно ли Анатолию Дмитриевичу, что сей бывший ленинградец долго преподавал (или до сих пор преподает?) в Европейском университете НАТО?
Странно также написание некого вместо нѣкоего , но виноваты в этом троцкисты, изъявшие ѣ из русского алфавита, в результате чего сегодняшние блогеры залихватски путают е/и практически во всех частях речи, и даже главный редактор РНЛ, цитируя речь Н.А.Маклакова от 1916 года, пишет не вместо ни (правильно: откуда бы они ни шли... и т.д.), что было просто немыслимо у грамотных людей того времени.
Однако цель, поставленная автором книги перед собой, достигнута: книга удалась. Она обречена на успех среди членов “Русского собрания”.
Ласково глядя на последнюю страницу обложки, где перечислены все ипостаси автора, замечаю отсутствие одной: нет степени кандидата или доктора исторических наук. Значит, аспирантура аспирантурой, а защиты не было... Что ж, бывает: жизненные обстоятельства, бюрократия, разногласия с научным руководителем, житие в нише и т.п.
А вот сегодняшнее попрание отечественной культуры, литературы и нравственности, отданных (известно кем) на откуп чиновникам-русофобам типа Швыдкого, почти не отражено в книге А.Д. Степанова. Хотя капитуляция империй в культурной политике всегда неизбежно вела к их крушению.
Не замечает автор и антисоветизма крылатых фраз всероссийского лидера, как и его слов о Российской империи как «тюрьме народов» и о «Николае Кровавом».
Анатолий Дмитриевич мечтает о России как об империи. И на том спасибо. Лишь бы только не в пределах «патриотической ниши» и не в рамках «Русского собрания» авторов РНЛ.
Юрий Лебедев-Серб
Источник (заглавие статьи дано редакцией СРН)
+ + +
Комментарий МВН.
В статье уважаемого Георгия Александровича многое сказано правильно. Нужно отдать должное А.Д. Степанову как историку дореволюционного черносотенного движения и в частности ‒ Союза Русского Народа, бывшего поддержкой православной русской власти и остановившего т.н. "первую" революцию 1905 г. Однако стремление Степанова применить ту же концепцию к воссозданию СРН в 2005 г. для поддержки нынешней власти в РФ ‒ нерусской и не православной ‒ было шумно отвергнуто залом уже на I съезде СРН (восстановительном) и сам Степанов вскоре был позорно изгнан В.М. Клыковым из состава руководства Союза.
Однако в данной рецензии на книгу Степанова "Русская идея XXI век" (ни много ни мало!) не отмечено его главное ныне кощунственное занятие: еретическое "богословское" ("историософское") оправдание зла.
В прошедшие 15 лет Степанов не только продолжил свою лукавую концепцию "православизации и русификации" нынешнего олигархического режима в сотрудничестве с таким же глашатаем партии власти О.А. Платоновым, но даже переплюнул его. Платонов ограничивался примитивно-политическим уровнем выгоды "православного сталинизма", а Степанов возвысился до "историософского", утверждая, что богоборческая власть была "богоугодна", большевики "спасли Россию" и "коммунисты сохранили в народе способность верить".
В этой своей богохульной "историософии" Степанов оправдывает богоборческий режим, манипулируя понятием Божьего Промысла. Он не в состоянии осмыслить даже элементарный вывод из этой своей "историософии": если он считает "богоугодными" предтеч антихриста, значит и самого антихриста он должен считать "богоугодным" и восхвалять, ведь он тоже входит в Божий Промысл как неизбежный финал отступления человечества от Бога. Впавший в прелесть Степанов явно путает Замысел Божий как Волю Божию и богоугодный идеал, предлагаемый человечеству для следования ему, ‒ с Промыслом Божиим, в котором происходит действие сил добра и зла, и их борьба выражается в итоговом результате, который, в силу свободы человеческой воли и влияния сатаны, не реализуется в виде идеального Замысла, но происходит отбор верных ему и отступников в конце земной истории. (Подробнее: Ересь "православного" мазохизма.)
Также Георгий Александрович, по-моему, напрасно приводит пример Е. Вертлиба. Мне далеко не всё из публикуемого им кажется точным и правильным, но в 1990-е годы в американском институте в Гармише он всё же был русофилом-оппозиционером, воевал с "третьеэмигрантами" и подвергался травле как "антисемит". И он уже давно в этом институте не преподает. Лично я, конечно, вообще не стал бы работать в таком учреждении (как и от предложения работать на "Радио Свобода" отказался), но не сужу тех, кто там пытался делать что-то полезное для России.
Всё-таки Лебедев-Серб не справился со своей задачей. Собственно, ничего вовсе не сказано о понимании Степановым русской идеи в 21 веке. Зато много места уделено вопросам русской орфографии. Хотя, как заметил великий наш русский поэт "без грамматической ошибки нам речь родная не мила".... Взял быка за рога Михаил Викторович, но повторил уже неоднократно сказанное о "православном сталинизме" Степанова и Ко, сумев не дать ни одной цитаты из книги с таким фундаментальным и важным названием. Понимаю, что нет времени читать всякую билеберду, но всё-таки, именно здесь, когда вождь "патриотической ниши" выступает не в качестве автора какой-то статьи или заявления, а труда, претендующего на продуманность и фундаментальность, то тут-то его и "прищучить". Я же просто скажу, что Русская идея 21 века ничем не отличается ни от века 11-го или 19-го, а по-сути ей 2000 лет, как и Евангелию, из которого эта русская идея и вытекает. Так что, суть вопроса здесь заключается в простом вопросе, который задал Римский проконсул Пилат евреям: вы за мессию Христа или за революционера Варраву. Степанов однозначно за "государственника" и "национал-патриота" Варавву, а Истина ему не зачем....
Уважаемый Александр Степанович, я уже много раз "сумел" цитировать и подробно разбирать "русскую идею" Степанова, см. указанную "Ересь «православного» мазохизма" и там далее по ссылкам. А почему бы Вам вместо упреков автору-филологу, самому не проделать такую работу?
Я бы проделал такую работу, если бы имел возможность прочитать сей опус.
Александр Степанович, этот опус в РФ не запрещен и доступен желающим. Будем ждать от Вас статью.