Сорокалѣтіе страшной кровавой большевицкой революціи 25 октября 1917 года было ознаменовано русской эмиграціей во всѣхъ пяти частяхъ свѣта устройствомъ такъ называемыхъ «дней непримиримости». Обычай устраивать такіе «дни непримиримости» давно уже вошелъ въ жизнь русскихъ людей, оставившихъ свое отечество, превращенное безбожными большевиками въ нѣкое преддверіе ада. Эти «дни» устраивались повсюду, а особенно въ большихъ центрахъ скопленія русскихъ людей, непримиримыхъ къ большевизму, ежегодно. Зло, причиненное большевицкой революціей 1917 года русскому народу, столь велико, что устройство такихъ «дней», съ чисто-человѣческой точки зрѣнія, вполнѣ понятно и оправдано.

Но время отъ времени приходится намъ слышать и нѣкоторыя возраженія. Говорятъ, напримѣръ, такъ: «христіанское ли это чувство — непримиримость? развѣ можетъ быть христіанинъ непримиримъ къ кому бы то ни было? развѣ не заповѣдано намъ всегда прощать другъ друга? развѣ не училъ Христосъ любить даже враговъ своихъ?»

Исходя изъ такихъ соображеній, лица, подобнымъ образомъ настроенныя, считаютъ устройство «дней непіримиримости» несовмѣстимымъ съ христіанскимъ достоинствомъ, а участіе въ нихъ, особенно для пастырей Церкви, предосудительнымъ и недопустимымъ. Многія изъ этихъ лицъ (въ числѣ ихъ встрѣчаются и лица духовнаго званія), въ силу тѣхъ же соображеній, весьма примирительно относятся къ богоборческой совѣтской власти и оправдываютъ поведеніе и образъ дѣйствій іерарховъ совѣтской церкви. Нѣкоторыя изъ нихъ готовы считать совѣтскую власть «властью отъ Бога», какъ бы закрывая глаза на то, что эта власть главной цѣлью своего существованія поставляетъ «борьбу съ Богомъ» и искорененіе религіи. Другія, менѣе рѣшительныя, говорятъ только, что «большевизмъ есть карающій мечъ Господень», а потому быть непримиримымъ къ нему и призывать къ борьбѣ съ нимъ нельзя, такъ какъ это значитъ идти противъ воли Божіей.

Такъ ли все это?

Прежде всего необходимо помнить, что для правильнаго пониманія подлиннаго евангельскаго ученія ни въ коемъ случаѣ не слѣдуетъ подражать сектантамъ, которые выхватываютъ изъ Священнго Писанія отдѣльные, выгодные для себя тексты, чтобы обосновать на нихъ свое предвзятое лжеученіе. Отдѣльные тексты Слова Божія непремѣнно должны сопоставляться съ контекстомъ и съ параллельными мѣстами, что одно даетъ ключъ къ правильному ихъ пониманію. Кромѣ того высочайшимъ авторитетомъ для насъ должны быть тѣ люди, которые несомнѣнно правильно понимали и толковали Слово Божіе, поскольку святость ихъ жизни засвидѣтельствована Церковью, причислившей ихъ къ лику святыхъ угодниковъ Божіихъ, какъ истинныхъ христіанъ, осуществившихъ въ своей жизни евангельское ученіе и могущихъ быть примѣромъ для другихъ.

Каково же истинное ученіе Слова Божія по интересующему насъ вопросу?

Христіанство есть несомнѣнно религія мира, а не вражды и ненависти — непримиримости.

Самъ Христосъ, по опредѣленію Слова Божія, есть «Начальникъ мира» (Ис. 9, 6). Онъ, какъ учитъ св. Апостолъ Павелъ, есть «миръ нашъ», разрушившій преграду вражды между Богомъ и человѣкомъ, воздвигнутую грѣхопаденіемъ первыхъ людей. Онъ пришелъ на землю для того, чтобы «благовѣствовать миръ» — примирить падшихъ людей съ Богомъ и призвать ихъ къ миру другъ съ другомъ (Ефес. 2, 14-17; 1 Кор. 7, 15). Вотъ почему и Ангелы въ моментъ Рождества Христова пѣли: «Слава въ вышнихъ Богу, и на земли мирь, въ человѣцѣхъ благоволеніе» (Лук. 2, 14).

«Миръ Мой оставляю вамъ, миръ Мой даю вамъ» — такое торжественное завѣщаніе сдѣлалъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ на Тайной Вечери Своимъ ученикамъ, а въ лицѣ ихъ и всѣмъ Своимъ истиннымъ послѣдователямъ. Еще въ самомъ началѣ Своего общественнаго служенія человѣческому роду, посылая Апостоловъ на проповѣдь, Онъ заповѣдалъ имъ, входя въ домъ, привѣтствовать его словами: «миръ дому сему!» (Матѳ. 10, 12). «Миръ имѣйте между собой» — училъ Онъ Своихъ послѣдователей, постоянно окружавшихъ Его (Марк. 9, 50).

Слѣдуя завѣту Своего Бржественнаго Учителя, св. Апостолы «благовѣствовали людямъ миръ чрезъ Іисуса Христа» (Дѣян. 10, 36) и учили «искать мира и стремяться къ нему» (1 Петр. 3, 11). Каждое почти посланіе свое христіанамъ св. Апостолы начинаютъ и заканчиваютъ пожеланіемъ мира: «Благодать вамъ и миръ отъ Бога Отца нашего и Господа Іисуса Христа» (1 Коринѳ. 1, 3 и др.). А Св. Ап. Павелъ въ своемъ посланіи къ Римлянамъ особенно настойчиво увѣщеваетъ: «Аще возможно, еже отъ васъ, со всѣми человѣки миръ имѣйте» (Рим. 12, 18), и совѣтуетъ «искать того, что служитъ къ миру» (Рим. 14, 19) стараясь «блюсти единеніе духа въ союзѣ мира» (Ефес. 4, 3). «Будьте въ мирѣ между собою», убѣждаетъ онъ же Солунянъ (5, 13), а своего любимаго ученика Тимоѳея, поставленнаго имъ епископомъ во Ефесѣ, наставляетъ: «держись правды, вѣры, любви, мира со всѣми призывающими Господа отъ чистаго сердца» (2 Тим. 2, 22). И своимъ соотечественникамъ Евреямъ Св. Павелъ пишетъ: «Старайтесь имѣть миръ со всѣми» (12, 14).

Самого Бога Св. Апостолы неоднократно именуютъ въ своихъ посланіяхъ «Богомъ мира» (Рим. 15, 33; 16, 20; 1 Коринѳ. 14, 33 и мн. др. мѣста).

И святые угодники Божіи — Святые Отцы Церкви, великіе подвижники и наставники подлинно-христіанской, духовной жизни и словомъ и примѣромъ учили и до сихъ поръ продолжаютъ учить насъ чрезъ свои вдохновенныя писанія той же великой истинѣ, то есть, что миръ есть главное неотъемлемое свойство и качество души истиннаго христіанина. Особенно образно, какъ бы подводя итоги всему сказанному прежде, говоритъ о значеніи мира для христіанина нашъ величайшій христіанскій подвижникъ послѣдняго времени преподобный Серафимъ Саровскій: «Стяжи духъ миренъ, и около тебя спасутся тысячи»; «ничего нѣтъ лучше во Христѣ мира, которымъ разрушается всякая брань воздушныхъ и земныхъ духовъ»; «Кто въ мирномъ устроеніи неуклонно ходитъ, тотъ какъ бы лжицею черпаетъ духовные дары».

Таково ученіе нашей Христіанской Церкви о мирѣ и о его значеніи для христіанина.

Но если такъ, то можетъ ли истинный христіанинъ питать въ своемъ сердцѣ какую бы то ни было непримиримость къ кому бы то ни было? Совмѣстимо ли самое чувство непримиримости со званіемъ послѣдователя Христа-Спасителя, принесшаго на землю миръ и проповѣдывавшаго миръ?

Отвѣтъ на этотъ вопросъ мы можемъ получить,  лишь тщательно изслѣдовавъ, все ли по данному вопросу исчерпывается вышеизложенными данными.

Оказывается, — нѣтъ.

Помимо ученія о мирѣ мы находимъ и въ Словѣ Божіемъ и у Святыхъ Отцевъ ярко выраженное ученіе и о непримиримости.

«Не думайте, что Я пришелъ принести миръ на землю» — такъ училъ Самъ Христосъ-Спаситель: «Не миръ пришелъ Я принести, но мечъ; ибо Я пришелъ раздѣлить человѣка со отцомъ его, и дочь съ матерью ея, и невѣстку со свекровью ея. И враги человѣку — домашніе его». А дальше объясняется, въ какомъ смыслѣ это сказано: «Кто любитъ отца или матерь болѣе, нежели Меня, не достоинъ Меня; и кто любитъ сына или дочь болѣе, нежели Меня, не достоинъ Меня; и кто не беретъ креста своего и слѣдуетъ за Мною, тотъ не достоинъ Меня» (Матѳ. 10, 34-38). Въ еще болѣе рѣшительныхъ тонахъ выражено это же ученіе Господа Іисуса Христа у Евангелиста Луки: «Если кто приходитъ ко Мнѣ и не возненавидитъ отца своего и матери, и жены, и дѣтей, и братьевъ, и сестеръ, а притомъ и самой жизни своей, тотъ не можетъ быть Моимъ ученикомъ» (Лук. 14, 26).

Высшая заповѣдь, которую, въ первую очередь, долженъ исполнять христіанинъ, это заповѣдь о любви къ Богу. А потому совершенно естественно и понятно, что все, идущее вразрѣзъ съ этой первой и наибольшей заповѣдью (Матѳ. 22, 36-38), мѣшающее христіанину исполнять ее, должно быть ему ненавистно: ко всему этому христіанинъ долженъ быть абсолютно непримиримъ.

Такъ, непримиримъ долженъ быть христіанинъ къ врагу Божію и врагу человѣческаго спасенія діаволу и ко всѣмъ его пособникамъ и служителямъ.

Непримиримъ долженъ быть христіанинъ къ «міру сему, во злѣ лежащему», то-есть ко всякому злу, происходящему отъ діавола, и проявляющемуся во всевозможныхъ грѣховныхъ страстяхъ и порокахъ, воюющихъ въ мірѣ, о чемъ такъ ясно и просто говоритъ св. Апостолъ Іаковъ, братъ Господень: «Прелюбодѣи и прелюбодѣйцы! не знаете ли, что дружба съ міромъ есть вражда противъ Бога? Итакъ, кто хочетъ быть другомъ міру, тотъ становится врагомъ Богу» (Іак. 4, 4).

Непримиримъ долженъ быть христіанинъ къ своей собственной грѣховной волѣ, поскольку она мѣшаетъ ему исполнять волю Божію, почему и заповѣдано каждому желающему быть послѣдователемъ Христовымъ «отвергнуться себя и взять крестъ свой» то-есть быть готовымъ на какія-угодно лишенія, скорби и страданія за Христа вплоть до мученической смерти за Него (Марк. 8, 34-37).

Непримиримъ долженъ быть христіанинъ и къ злой, грѣховной волѣ другихъ людей, стремящихся отклонить его отъ служенія Богу и послѣдованія за Христомъ.

Непримиримъ онъ долженъ быть, какъ это видно изъ вышеприведенныхъ словъ Христовыхъ, даже къ своимъ ближайшимъ сродникамъ по плоти — отцу и матери, сыну и дочери и другимъ, — вплоть до «спасительной», по выраженію Святыхъ Отцевъ, «ненависти къ нимъ», если они отвлекаютъ его отъ любви ко Христу.

Тѣмъ болѣе долженъ быть непримиримъ истинный христіанинъ ко всѣмъ явнымъ богоборцамъ, богохульникамъ, гонителямъ вѣры и Церкви, отступникамъ, еретикамъ и раскольникамъ.

Что это такъ, объ этомъ ясно свидѣтельствуетъ Слово Божіе.

«Аще (кто) Церковь преслушаетъ, буди тебѣ, якоже язычникъ и мытарь» — сказалъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ (Матѳ. 18, 17).

«Какое согласіе между Христомъ и веліаромъ? или какое соучастіе вѣрнаго съ невѣрнымъ?» — говоритъ въ своемъ посланіи къ Коринѳянамъ Св. Апостолъ Павелъ: «...и потому выйдите изъ среды ихъ и отдѣлитесь, говоритъ Господь, и нечистотѣ не прикасайтесь»... (2 Кор. 6, 15. 17).

«Кто приходитъ къ вамъ и не приноситъ сего ученія (истиннаго ученія Христова), того не принимайте въ домъ и не привѣтствуйте его; ибо привѣтствующій его участвуетъ въ злыхъ дѣлахъ его» (2 Іоан. 1, 10-11) — учитъ никто иной, какъ именуемый «Апостоломъ любви» возлюбленный ученикъ Христовъ Св. Апостолъ и Евангелистъ Іоаннъ Богословъ.

«Кто не любитъ Господа Іисуса Христа, да будетъ отлученъ до пришествія Господня» («Анаѳема маранаѳа»), то-есть съ тѣмъ не должно имѣть христіанамъ никакого общенія» — наставляетъ Св. Апостолъ Павелъ.

«Еретика, послѣ перваго и втораго вразумленія, отвращайся» — наставляетъ онъ же своего ученика Тита, поставленнаго имъ во епископа на островѣ Критѣ (3, 10).

Итакъ, христіанство вовсе не проповѣдуетъ безразборчиваго мира въ отношеніи ко всѣмъ, а наоборотъ — внушаетъ непримиримость ко злу и нечестію и предостерегаетъ отъ дружественнаго общенія съ носителями этого зла и нечестія.

Что это такъ, объ этомъ особенно живо и вразумительно говоритъ въ своемъ 6-мъ «Словѣ о мирѣ» великій отецъ Церкви и вселенскій учитель св. Григорій Богословъ, самъ давшій высокій примѣръ миролюбія своимъ отказомъ отъ каѳедры Архіепископа Константинопольскаго:

«Да не подумаютъ, однако же, будто бы я утверждаю, что всякимъ миромъ надобно дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное раздѣленіе, и самое пагубное единомысліе; но должно любить добрый миръ, имѣющій добрую цѣль и соединяющій съ Богомъ... Но когда идетъ дѣло о явномъ нечестіи, тогда должно скорѣе идти на огонь и мечъ, не смотрѣть на требованія времени и властителей и вообще на все, нежели пріобщаться лукаваго кваса и прилагаться къ зараженнымъ. Всего страшнѣе — бояться чего-либо болѣе, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателемъ ученія вѣры и истины» (Часть I, стр. 192).

А вотъ другое, замѣчательное свидѣтельство также великаго Отца Церкви преп. Исидора Пелусіота, которое рѣшительно отвергаетъ всякую мысль о томъ, что совѣтскую власть можно признавать «властью отъ Бога». Указавъ напередъ богоустановленный повсюду въ жизни словесныхъ и безсловесныхъ существъ порядокъ подчиненія однихъ другимъ, онъ заключаетъ:

«Поэтому въ правѣ мы сказать, что самое дѣло, разумѣю, власть, то-есть начальство и власть царская установлены Богомъ. Но если какой-нибудь злодѣй-беззаконникъ восхититъ сію власть, то не утверждаемъ, что поставленъ онъ Богомъ, но говоримъ, что попущено ему изблевать сіе лукавство, какъ фараону, и въ такомъ случаѣ понести крайнее наказаніе, или уцѣломудрить тѣхъ, для кого нужна жестокость, какъ царь вавилонскій уцѣломудрилъ іудеевъ» (Творенія, ч. 2, письмо 6-е).

Совѣтская власть, по самому существу своему, есть власть богоборческая и антихристіанская, а потому не можетъ быть и рѣчи о томъ, чтобы признавать ее богоустановленной.

«Живи въ мирѣ съ врагами, но съ своими врагами, а не съ врагами Божіими» — поучаетъ насъ другой великій столпъ Вселенской Церкви св. Іоаннъ Златоустъ.

Третій изъ этой достохвальной троицы великихъ вселенскихъ учителей (занимающій первое мѣсто въ ряду ихъ) св. Василій Великій собственнымъ примѣромъ учитъ насъ, каково должно быть наше отношеніе къ этимъ «врагамъ Божіимъ», врагамъ Церкви Христовой. Когда лютый врагъ Церкви императоръ Іуліанъ Отступникъ отправился въ походъ противъ персовъ, грозясь, что, въ случаѣ успѣшности похода, онъ по возвращеніи окончательно уничтожитъ христіанство, св. Василій Великій горячо молился передъ иконой Пресвятой Богородицы и св. великомученика Меркурія о томъ, чтобы онъ не возвратился съ поля битвы живымъ. И молитва святителя была услышана.

Изъ всего вышесказаннаго съ очевидностью явствуетъ, что мы должны быть абсолютно непримиримы къ богоборческому ученію современности, которое рѣшилось во всеуслышаніе провозгласить, что «религія есть опіумъ для народа», и къ его безумнымъ фанатичнымъ послѣдователямъ, хулящимъ Бога, оскверняющимъ и разрушающимъ храмы Божіи, злословящимъ и преслѣдующимъ вѣрующихъ во Христа и стремящихся къ полному искорененію вѣры и уничтоженію Церкви. Съ ними не можетъ быть у насъ никакого общенія, не говоря уже о какихъ бы то ни было дружественныхъ отношеніяхъ, сотрудничествѣ или соглашательствѣ.

Если такова идея нашихъ «дней непримиримости», то въ нихъ нѣтъ ничего противнаго истинному христіанству. Но и всѣ тѣ, кто по какимъ-либо инымъ мотивамъ дѣйствительно непримиримы къ большевизму, являются нашими союзниками. Необходимо, однако, всѣмъ полностью и до конца понять и осознать, что истинная и разумная непримиримость къ большевизму отнюдь не есть только политическая непримиримость — точно такъ же, какъ и борьба съ большевизмомъ не есть лишь обыкновенная политическая борьба. Ибо коренная сущность большевизма именно въ его богоборчествѣ, въ его враждебномъ отношеніи къ вѣрѣ и Церкви. А потому — вникнемъ въ это поглубже! — всякій противникъ вѣры въ Бога, всякій богохульникъ, /с. 284/ врагъ вѣры и Церкви, уже по тому самому, является попутчикомъ богоборцевъ-большевиковъ, хотя бы онъ и считалъ и провозглашалъ самъ себя борцомъ съ большевизмомъ.

Да сознаютъ это всѣ устроители и участники «дней непримиримости» и да поймутъ, что истинно-благословенная непримиримость къ большевизму есть ни что иное, какъ непримиримость къ діаволу во Имя Божіе, непримиримость къ антихристу во Имя Христово! Въ наше страшное время съ особенною силою чувствуется, что есть только два пути въ этой жизни — путь жизни и путь смерти, путь благословенія и путь проклятія (Второз. 30, 19-20) — путь служенія Богу или путь служенія діаволу.

Третьяго пути нѣтъ!

А потому будемъ твердо помнить замѣчательное изреченіе Св. Іоанна Златоуста, что лишь «тогда, когда мы враждуемъ съ діаволомъ, — мы находимся въ мирѣ съ Богомъ». Только такая, истинно-христіанская непримиримость можетъ привести насъ къ истинному миру.

ИсточникъАрхіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 277-284.