Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

К юбилею Салтыкова (Щедрина). Его творчество можно рассматривать в разных контекстах понимания.

1) Для советского "литературоведения", подхватившего и усугубившего революционно-демократическую мифологию, это так называемый "критический реалист", показавший гнусность русской жизни в "царской" России. Раз уж агитку к "юбилею" первой "русской" революции под названием "Броненосец Потемкин" Эйзенштейна выдавали за "реализм", а поэму "Мертвые души" - за реалистический "роман", совсем нетрудно было в таком же духе истолковывать и фантасмагории Салтыкова. В подобном контексте - это "очернитель русской действительности", потому что реальная Россия его времени, в отличие от того, что изображается в его фантасмагориях, была вполне себе "нормальной" и благоустроенной страной. Это не рай на земле, но, во всяком случае, хотя бы не ад. Поэтому Василий Розанов и позволил себе утверждать: "как матерый волк, он напился русской крови и сытый отвалился в могилу".

2) Однако же, если "Бесы" Достоевского - это вовсе не "антинигилистический" роман, а пророчество о том, что будет дальше с Россией, когда ей завладеют бесы, то и фантазмы Салтыкова куда более рельефно отражают вопиющий абсурд советских десятилетий, нежели времена его жизни (помимо воли самого автора.

3) Ну и, если мы стыдливо (но официально) отрекаемся от преемства с исторической Россией, однако же бросаемся грудью на амбразуру в защите "нашей советской истории" - со всей ее атрибутикой, иной раз самым жалким и нелепым образом "отрицая" даже самые очевидные, всем давным-давно известные чудовищные факты этой истории, то писатель под псевдонимом "Николай Щедрин", как и Достоевский, может быть истолкован как вполне себе "пророк" (не по отношению к русской жизни его времени, а по отношению к нашей порой совершенно фантасмагорической повседневности).

Иван Андреевич Есаулов
https://vk.com/id303892536?w=wall303892536_5037

Биография писателя (15.01.1826–28.04.1889):
28.04.1889 (11.05). - Умер писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Из “Сказки о ретивом начальнике”

«...Собрал начальник еврейцев и говорит им: "Сказывайте, мерзавцы, в чем, по вашему мнению, настоящий вред состоит?" И ответили ему еврейцы единогласно: "Дотоле, по нашему мнению, настоящего вреда не получится, доколе наша программа вся, во всех частях выполнена не будет. А программа наша вот какова. Чтобы мы, мерзавцы, говорили, а прочие чтобы молчали. Чтобы наши, мерзавцев, затеи и предложения принимались немедленно, а прочих желания, чтобы оставлялись без рассмотрения. Чтобы нам, мерзавцам, жить было повадно, а прочим всем чтоб ни дна ни покрышки не было. Чтобы нас, мерзавцев, содержали в холе и в неженье, а прочих всех — в кандалах. Чтобы нами, мерзавцами, сделанный вред за пользу считался, а прочими всеми если бы и польза была принесена, то таковая за вред бы считалась. Чтобы об нас, об мерзавцах, никто слова сказать не смел, а мы, мерзавцы, о ком вздумаем, что хотим, то и лаем! Вот коли все это неукоснительно выполнится, тогда и вред настоящий получится». (М.Е. Салтыков-Щедрин, М., "Художественная литература", 1965. ПСС, т. 15, книга 1, с. 292 – 296).