Надпись на транспаранте: "Мир с Россией вместо движения к Третьей Мiровой войне! Германия: прочь из НАТО! НАТО: вон из Германии!
Недавно в интервью российской телекомпании один из обозначившихся лидеров уличного антивоенного движения в Германии, выходец из Казахстана Виктор Сайбель поведал о том, что начало вооруженного конфликта на Украине многими в Германии рассматривалось как провокация, разыгранная США против России. В качестве реакции на нее на улицы немецких городов стали выходить тысячи противников этой войны. Одним из главных лозунгов этих демонстраций было требование сохранения мира и сотрудничества с Россией. Акции протеста проходили в 120-130 городах Германии. Однако сегодня они проводятся уже не более чем в 20 городах. Причиной сокращения количества пророссийских демонстраций и митингов, как отметил Виктор Сайбель, стало давление со стороны властей, шантаж и провокации против лидеров антивоенного движения.
Конечно, нужно отметить и некоторую усталость участников мероприятий, которые для них вовсе не безопасны. Властям ФРГ сегодня не нужны митинги и демонстрации за прекращение военных действий на Украине и Сирии, за выход Германии из НАТО, а также за остановку потока беженцев из стран, которые США и НАТО до этого «отдемократизировали» до состояния полного хаоса. Поэтому власти стали выводить на улицы в качестве противовеса этим митингам своих опричников из так называемой «антифы», для которой все, кто не согласен с политикой США и НАТО, «неонацисты», «экстремисты» и прочие нехорошие люди, вообще не имеющие права выражать свое мнение, потому что их мнение – это не мнение, а преступление. Таковы сегодня методы «управляемой демократии» в Германии.
Однако есть и другая, очень серьезная причина ослабления этого народного движения, о которой не сказал Виктор Сайбель. Это характер освещения подобных мероприятий российскими СМИ. Нужно отметить, что бòльшая часть массовых антивоенных демонстраций проходит на территории бывшей ГДР, где традиционно сильнее, чем в западной части страны, пророссийские настроения и где многие до сих пор неплохо владеют русским языком. В Западной части Германии среди участников этих митингов и демонстраций относительно велика доля выходцев из бывших республик СССР, которые, кроме немецкого телевидения, также довольно широко пользуются и российскими СМИ. И вот представьте себе, что эти люди приходят домой с такого мероприятия, на котором они только что клеймили политику США, требовали выхода из НАТО и сохранения добрых отношений с Россией, включают российский канал телевидения и видят в вечерних новостях репортаж из Германии, в котором акция, в которой они участвовали, сопровождается комментарием: «В Германии растет число правых экстремистов».
К какому выводу приходят они? К простому: все их выступления против политики США, НАТО и этаблированных партий ФРГ никого на официальном уровне в России не интересуют! Они начинают понимать, что каким-то очень влиятельным политическим силам в России Германия, видимо, больше нужна как символ абсолютного зла и что им очень хочется к украинским «бандеровцам» добавить еще и немецких «неонацистов» и трепать эту тему в прессе: чтоб уж «ярость благородная» у россиян закипала по полной программе. И не удивительно, что от всего увиденного и осознанного настроение дальше участвовать в этом движении у немцев, которые до этого всем сердцем болели за Россию, начинает падать.
Кроме того, лидеры и идеологи этих антивоенных и пророссийских демонстраций начинают понимать, что это на Западе поднимут шум до небес, если завтра в России арестуют представителей политической оппозиции. А вот российская пропаганда, в том случае, если в ФРГ арестуют их и, как это принято в СМИ ФРГ, объявят «правыми экстремистами» и «неонацистами», просто повторит оценки левых германских СМИ. Эти люди начинают понимать, что никто в России в защиту «неонацистов» слова не замолвит, а скорее там даже выразят обеспокоенность недостаточной борьбой с «правым экстремизмом» в ФРГ.
На днях российские СМИ сообщили о еще одном маленьком, но весьма показательном событии. Процитирую сообщение: «В Калининграде по решению суда ликвидирована общественная организация «Яснополянский союз немецко-русской культуры „Тракенен“». Основанием стало заявление регионального управления Минюста, которое выявило серьезные нарушения законов о некоммерческих организациях и общественных объединениях, в частности в некоторых вопросах финансирования деятельности из-за рубежа. В материалах суда отмечено, что отчеты «Тракенена» «содержат заведомо недостоверные сведения о получении денежных средств и иного имущества от иностранных источников. Есть доказательства, что организация пользовалась недвижимым имуществом граждан, проживающих в Германии.
На судебном заседании ответчики пытались пояснить, что организация существует на личные средства ее членов. Однако суд не счел убедительными их доводы. По данным Минюста, общественная организация российских немцев в поселке Ясная Поляна Нестеровского района была создана еще в начале 90-х годов ХХ века. Позже ее прежнему руководителю Дитмару Муниру, открыто заявлявшему о своих «националистических взглядах», был запрещен въезд в РФ. Однако известно, что нынешние члены общества поддерживают контакты, в том числе финансовые, со сторонниками взглядов Мунира».
Кто такой Дитмар Мунир? Он владелец одного из крупных издательств Германии, которое выпускает популярный журнал «ZUЕRST», отражающий позицию национально-консервативного электората Германии. Журнал настроен критически по отношению к политике США и НАТО, выступает за достижение полного суверенитета Германии и относится к числу тех изданий, которые в ФРГ сегодня ехидно называют «понимающими Россию». Журнал и его авторы практически являются одним из идейных центров национально-освободительного движения в Германии. Как пропагандистская «бомбардировка» со стороны российских СМИ одного из таких центров соответствует их же постоянному сетованию на то, что Германия не является суверенной страной, что она вассал США, не способный проводить политику в национальных интересах Германии, совершенно не понятно.
Что означают удары официальной российской пропаганды по едва начавшему формироваться национально-освободительному движению в Германии? Глупость и недальновидность идеологов этой пропаганды или то, что она находится в руках людей, которые в первую очередь представляют не интересы России, а каких-то других сил? Ведь со стороны разных российских политиков и политологов в прошлом неоднократно и совершенно обоснованно высказывалось мнение, что в национальных интересах России, чтобы Германия стала суверенной и нейтральной страной.
В начале марта 2015 г. я присутствовал на встрече читателей журнала «Zuerst». В огромном отеле, где разместились несколько сот гостей этой встречи, мне удалось уединиться и побеседовать с редактором журнала «Zuerst» Мануэлем Оксенрайтером (Manuel Ochsenreitеr). Он как раз недавно вернулся из Донбасса, где участвовал как наблюдатель на выборах в городе Донецке. Мы достаточно долго говорили с ним о событиях в Донбассе, о его взглядах на политику и складывающихся немецко-русских отношениях.
Следует отметить, что в национальных кругах Германии уже давно очень сильны пророссийские настроения, причем из личного опыта знаю, что иногда представления людей и их желание видеть в России то, что они хотят видеть, выходят за рамки реальностей. Поэтому в разговоре с М. Оксенрайтером для меня важно было почувствовать, насколько реальным является видение им российской политики, какова степень информированности о тех моментах в этой политике, о которых мы можем только сожалеть, и не приведет ли это в национально-консервативных кругах Германии к разочарованию и изменению отношения к России в целом? Мы пришли с ним к общему мнению, что Россия – это страна, отношениями с которой нельзя пренебрегать в любой сложившейся политической ситуации и что, конечно же, патриотам Германии не стоит создавать себе каких-либо кумиров и связывать отношения между нашими странами исключительно с личностью каких-то российских политических деятелей, в том числе и с личностью российского президента. Ведь президентская оппозиция в таком случае может автоматически превратиться в ярых противников этих отношений. Для себя из этой встречи я сделал вывод, что знания российской действительности у редакции журнала достаточно глубокие, а взгляды весьма обьективные.
Я, каждый год навещая родственников в Калининграде, бываю в Ясной Поляне, где имею немало друзей и знакомых среди земляков. Поэтому не понаслышке знаю о ситуации там, в том числе и о предприятии германского издателя Дитмара Мунира. Это строительная фирма, которая пыталась создать на базе бывшего королевского конезавода туристический центр для ностальгического туризма из Германии. Однако после того, как депутат калининградской областной думы Соломон Израилевич Гинзбург назвал этот проект «ползучей германизацией», проект вынужден был свернуться. Предприятие уже несколько лет практически не действует, большинство объектов недвижимости давно распроданы, и, пожалуй, единственное, что оставалось еще действующим, это так называемая «Немецкая школа», которая открылась для жителей поселка в начале 90-х и, по словам ее работников, давно превратилась в деревенский дом творчества.
Вероятно, не хватило у Дитмара Мунира духа закрыть и ее, а здание продать, как были проданы другие объекты. Коллектив, который вел в этом здании различные самодеятельные кружки, а также участники этих кружков и являлись тем самым, ныне запрещенным «Русско-немецким союзом «Тракенен»».
В общем, запретили здесь деревенскую самодеятельность, так что теперь господин Мунир, вероятно, сможет со спокойной совестью умыть руки, продать и это здание и окончательно свернуть свои отношения с Ясной Поляной. Читательский бизнес больших доходов сегодня не приносит, поэтому средства от продажи здания школы вполне могут оказаться кстати для поправки дел в его издательском бизнесе в Германии.
Таким образом, этот запрет не принес ничего, кроме, наверное, морального удара Дитмару Муниру. Можно представить, как злорадствуют его недоброжелатели: «Американцы тебе не нравятся, но при американцах в вассальной Германии ты работаешь, ведешь бизнес, а в России, которой ты сочувствуешь, тебя на дух не принимают». Да что там злопыхатели! Бог с ними, но ведь и соратники начинают задаваться тем же вопросом.
Отмечу, что сообщение о запрете деревенской самодеятельности нашло место и в СМИ ФРГ. Заметку на своих страницах разместил и русскоязычный отдел «Немецкой волны», но вот есть в ней одна интересная деталь: в отличие от сообщений российских сайтов, в сообщении «Немецкой волны» отсутствует абзац, в котором говорится о «националистических взглядах» Мунира. Недостающий абзац можно, конечно, объяснить тем, что «Немецкая волна» - это серьезное издание, подчеркнуто позиционирующее себя над идеологиями. Во всяком случае, оно воздержалось от грубых и голословных ярлыков, в отличие от немецкой левой и дублирующей ее официальной российской прессы. Но главное, наверное, в другом: сообщение, вероятно, рассчитанно в первую очередь на два-три миллиона немцев из России, проживающих в Германии. Ведь бóльшая часть из них тоже относится к разряду «понимающих Россию», и им таким образом мягко, но прямо намекнули, что Россию поддерживать нехорошо: «За репрессиями, вероятно, соскучились? Или думаете, все это в невозвратном прошлом? А вот вам, пожалуйста, смотрите: они уже начались, Россия начала запрещать организации российских немцев, то ли еще будет!..»
На протяжении последних нескольких лет Россия заявляла о себе как о традиционалистской, национально-консервативной державе, что очень воодушевляло патриотов Германии вообще и будило надежды в национально-консервативных кругах, которые видят в такой России своего потенциального и естественного союзника. Поэтому тот же союз «Тракенен» в Калининградской области, который, в отличие от других официальных организаций российских немцев в Российской Федерации и других республиках бывшего СССР, оставался неподконтрольным «комендатуре» МВД ФРГ, ибо был создан по частной инициативе, мог бы стать основой для выстраивания именно через диаспору российских немцев, как это исторически всегда и было, новых отношений с неправительственными кругами в Германии.
И немаловажен здесь исторический опыт: ведь всего в каких-то 50 километрах от сегодняшней Ясной Поляны (бывший Тракенен), в окрестностях Тауроггена (ныне г. Таураге в Литве), ровно 200 лет назад российский генерал граф Иван Иванович Дибич-Забалканский (Граф Иоганн Карл фон Дибич) и прусский генерал Йорк, игнорируя позицию прусского короля, подписали договор, вошедший в историю как «Тауроггенская конвенция». Эта конвенция положила начало совместной борьбе русских и прусских войск, а также партизанскому движению в германских княжествах против наполеоновского ига. Если в России это событие как-то затерялось среди других побед, то в национально-консервативных кругах Германии «Тауроггенская конвенция» остается самым ярким примером русско-немецкого сотрудничества. Сможет ли состояться новый «Таурогген» в сегодняшних условиях? В патриотических кругах Германии, лелеющих мечту об освобождении родины от вассальной зависимости от США, многие продолжают на это надеяться.
Андрей Триллер
См. на эту тему также:
Генрих Дауб. Зачем российские СМИ помогают Западу в информационной войне против России?
Андрей Триллер. Российские СМИ могут существенно ослабить пророссийские настроения в Германии и Европе.