7 мая 1985 года в Советском Союзе вышло официальное постановление № 410 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма и искоренению самогоноварения» от Совета Министров. Именно с этого постановления начинается знаменитая и в своём роде легендарная антиалкогольная кампания в СССР.

Надо сказать, что антиалкогольные кампании в Советском Союзе проводились неоднократно: в 1918, 1929, 1958, 1972 гг. Инициаторами очередной кампании под лозунгом «Трезвость — норма жизни» были Егор Лигачёв вместе с Михаилом Соломенцевым. Их поддержал и восприимчивый к господствующим трендам генсек Михаил Горбачев, за свою антиалкогольную инициативу остроумно названный в народе «минеральным секретарём» и «лимонадным Джо».
Орган ЦК КПСС газета «Правда» писала в передовицах: «Следует считать совершенно недопустимым употребление спиртных напитков на работе, в общественных местах, расценивать такие случаи как аморальное, антисоциальное поведение, используя против пьяниц всю силу закона и общественного мнения».

Из кинофильмов вырезались сцены застолья и начали приветствоваться так называемые безалкогольные свадьбы. Сам алкоголь продавался в только строго в определённое время, с 14:00 до 19:00 часов, да и то в специально определенных магазинах. Выросли штрафы за появление в нетрезвом виде, усилился контроль за употреблением алкоголя на производстве. По всей стране как грибы после дождя стали в изобилии вырастать общества трезвости и здорового образа жизни. Однако власти, похоже, не предвидели, что антиалкогольная война нанесет такой значительный урон не только одной винодельческой отрасли.

По официальным данным, по всей стране были безвозвратно уничтожены более 100 тыс. га виноградных участков.
Кроме того, акции по борьбе с пьянством негативно сказались на населении. Резко выросла спекуляция, многократно увеличился спрос на сахар и другие товары, среди которых была зубная паста, одеколон и другие спиртосодержащие жидкости. В спекуляции спиртным обвинялся каждый десятый работник сферы торговли, а к административной и уголовной ответственности за нарушение продажи спиртного было привлечено свыше 60 тыс. человек.

У магазинов постоянно собирались большие очереди, в которых нередко возникали драки. Значительная часть населения перешла на самогон. Стремительно росло число наркоманов и токсикоманов как среди взрослых, так и среди молодёжи. По сводкам МВД СССР, употребление некачественного самогона и других одурманивающих веществ привело к отравлению более 40 тыс. человек, из которых 11 тыс. погибло. Число наркозависимых с 1985 по 1987 год выросло в 2 раза.
Но самой большой неожиданностью для партийного руководства стал тот факт, что кампания ударила не только по населению, но и по советскому бюджету, который и без того страдал от дефицита. В общей сложности государственная казна недополучила 19 млрд рублей в сфере торговли и еще 6—8 млрд составили потери в области производства спиртных напитков.

Одним словом, как и в случае с большинством советских публичных кампаний, результаты оказались, мягко говоря, весьма противоречивыми. В полном соответствии с бессмертной максимой, отлитой позднее Черномырдиным: «Хотели как лучше, а получилось как всегда!»

Население оказалось крайне недовольно посягательством властей на святое. То немногое, что хоть как-то скрашивало жизнь работяг и творческой интеллигенции в тоскливых буднях страны развитого социализма. Неслучайно вскоре после приснопамятного постановления появился популярный в те годы стишок:

«Было три, а стало пять — всё равно берём опять!
Даже если будет восемь — всё равно мы пить не бросим!
Передайте Ильичу — нам и десять по плечу,
Ну а если будет больше — то получится как в Польше!
Ну а если — двадцать пять — Зимний снова будем брать!»

Но Зимний, к счастью, «снова брать не пришлось». Учитывая нарастающие мрачные настроения в советском обществе, спустя два года власти были вынуждены по-тихому свернуть антиалкогольную кампанию. Вскоре в похмельном бодуне «свернулся» и весь Советский Союз.

Илья Рябцев

Наследие Империи